Газета,
которая объединяет

Автогражданка попала в Сеть

Сможет ли продажа полисов через Интернет решить проблемы с ОСАГО?
Рубрика: от
Автор:

Ситуация с системой обязательного страхования автогражданской ответственности сегодня по-прежнему сложная. Запоздалая реформа пока не оправдывает больших ожиданий – при том, что уровень напряжения немного спал. Кроме того, невозможно предсказать, как события будут развиваться дальше: с 1 июля полисы ОСАГО можно будет приобрести не выходя из дома – начнется продажа электронных полисов автогражданки через Интернет.

Опросы общественного мнения показывают, что водители с воодушевлением ждут такую возможность, однако насколько успешно она будет работать, непонятно. Чем ближе официальный старт начала электронных продаж, тем больше возникает вопросов. Между тем традиционный способ реализации полисов продолжает пробуксовывать.

Чувство вседозволенности

После того как в начале апреля базовая ставка выросла на 40% (а в Воронеже больше стал еще и региональный коэффициент), появилась надежда, что система ОСАГО заработает как надо – в пунктах продаж не будет очередей и необходимости переплачивать за навязанные услуги. Но кризисные явления оказались столь сильными, что даже значительные финансовые уступки страховщикам не помогли – купить полис по справедливой цене все равно довольно сложно. И экономическая составляющая наверняка была уже не важна – страховым компаниям понравилось работать в режиме вседозволенности: устанавливать свои цены и правила, не бороться за каждого клиента.

Даже регулятору – ЦБ России – надоели такие подковерные игры. Отсюда история с отзывом лицензии у «Росгосстраха». Понятно, что совсем выключать из игры крупнейшую страховую компанию страны никто не хотел: это была попытка приструнить зарвавшихся. Впрочем, она должного эффекта не дала. Даже «Росгосстрах», который уже получил лицензию на ОСАГО обратно, по отзывам очевидцев, продолжает навязывать дополнительные услуги.

Впрочем, ситуация на воронежском рынке в целом стала чуть спокойней. Если в марте купить полис было одинаково сложно во всех компаниях, то сейчас на рынке появилось несколько более-менее адекватных игроков. Мы не будем указывать названия, но в этих компаниях отказались от списков и перешли на прием по «живой» очереди, услуги перестали навязывать, а КБМ учитывают. Очевидцы говорят, что время ожидания в очереди составляет 2-4 часа. Конечно, это все равно много, но прогресс налицо.

При этом даже в таких компаниях на оформление полисов ОСАГО выделяют максимум двух человек, которые работают весьма неспешно, так что больше 20-30 полисов за день один филиал не продает. И это мы говорим про самые благополучные конторы – в иных продажа ОСАГО продолжает саботироваться, либо цены неадекватны.

Отметим интересный нюанс – в пик кризиса, перед апрельским подорожанием, практически не было разницы, где покупать страховку: в официальном офисе страховой или у агентов, которых довольно много расплодилось в крупных торговых центрах. Сегодня такая разница есть. Агенты, по большей части, без страхования жизни и некой суммы за «оформление» страховку не продают.

Вывод таков – без переплат ОСАГО в Воронеже сегодня купить можно, но это требует запаса времени и терпения. Сможет ли электронная страховка это исправить?

Ошибки отработать на «своих»

Официальное начало работы электронного ОСАГО – 1 июля. Правда, не все водители могут воспользоваться услугой с этой даты, а только те, кто продлевает действие полиса, то есть страхует тот же автомобиль в той же организации. Заключить договор в электронном виде «с нуля» можно будет с 1 октября. Такой период взят для «вылавливания блох» в системе. Наверняка в самом начале работы возникнет большое количество ошибок, с постоянными клиентами их исправить будет проще. С 1 октября этого года заработает Бюро страховых историй, в котором соберется вся информация об аварийности или безаварийности для добровольных видов страхования. Таким образом, при смене страховщика любой автомобилист сможет рассчитывать на соответствующие скидки. Но если человек год не страховался, его предыдущая история сгорает. Купить страховку онлайн с 1 июля 2015 года смогут лишь те водители, информация о которых уже есть в АИС. В базе имеются сведения только о тех клиентах, которые хотя бы раз с 2013 года оформляли на себя полис.

Многим непонятно, как быть с бланком ОСАГО: ведь сегодня он входит в перечень необходимых для проверки документов. Этот вопрос будет решен с помощью системы АИС ОСАГО. Недавно к ней доступ получили МВД и налоговая инспекция – как раз для возможного контроля. Правда, водителям поначалу придется возить с собой бумажную распечатку электронного полиса, так как поправки в Правила дорожного движения, где прописано требование иметь на руках страховку, никто пока не вносил. Работать это будет так: водитель показывает распечатку инспектору, а тот, при желании, может «пробить» данные полиса по электронной базе.

В деталях механизм покупки полисов пока не определен, но точно известно, что необходимо зайти на сайт страховой компании и выбрать соответствующую услугу. При этом придется использовать логин и пароль от сайта госуслуг, а значит, тем, кто там не зарегистрирован, потребуются дополнительные усилия. Автовладельцу следует заполнить заявление, приложить электронные копии документов и оплатить страховку. По идее, все нюансы должны уточняться на уровне заполнения документов. Скажем, программа сможет учитывать и проверять бланки техосмотров, а также автоматически рассчитывать личный бонус водителя.

Цифровой автограф

Вопросы оплаты электронного полиса точно не прописаны в законодательстве, однако с этим, скорее всего, проблем не будет. Схемы наверняка будут зависеть от конкретных страховщиков, но можно предположить, что оплата с помощью банковских карт и электронных денег будет организована в любом случае. Возможно, какие-то компании будут генерировать банковские квитанции для оплаты в банковских отделениях. В любом случае, с оплатой полисов должно быть меньше всего проблем.

Известно, что на покупку полисов для воронежских автомобилистов введут весьма разумное ограничение – можно будет стать клиентом только той компании, которая представлена в Воронежской области. Это обидно: ведь ряд уважаемых страховщиков в нашем регионе не представлены, но логично – ведь в случае чего получить компенсацию через Интернет не получится, для этого придется обращаться в офис.

Самым острым вопросом в системе электронного ОСАГО является ситуация с подтверждением страхования. Изначально предполагалось, что автовладелец сможет заверить заявление либо простой электронной подписью, либо данными СНИЛС. Однако чиновники правительства предлагают СНИЛС исключить. Это плохой вариант: единственной возможностью удостоверить личность покупателя полиса останется простая электронная подпись – электронный ключ, которые выдают специальные удостоверяющие центры. Причем это стоит денег. Покупать электронную подпись ради ОСАГО точно никакого смысла не будет. Остается надеяться, что Госдума, на рассмотрение которой и направлена поправка, отклонит документ, сохранив вариант со СНИЛСом, который хоть и немного сложнее, но доступен всем.

Сегодня сложно предполагать, во что выльется система электронного ОСАГО. С одной стороны, в ней есть все, чтобы навести порядок в сфере. Через Интернет нельзя будет создавать искусственный дефицит полисов, очень легко контролировать прозрачность сделок, начисление бонусов за безаварийное вождение, и отслеживать навязывание дополнительных услуг. С другой стороны, страховые компании наверняка что-нибудь да придумают, чтобы ограничить электронные продажи, если они их не устроят, и тогда все вернется на круги своя. Впрочем, нельзя не признать, что в электронном ОСАГО для страховых компаний есть и своя выгода. В частности, они смогут экономить на агентских процентах, сократить количество реальных офисов, содержание которых требует немалых расходов…

Как рассчитать стоимость полиса

Базовый тариф на ОСАГО, установленный государством, сегодня составляет от 3432 руб. до 4118 руб. Вилка оплаты отдана на конкурентную борьбу страховщиков, но в нашем регионе это не работает – все продают по максимальной цене. Для водителей, прописанных в Воронеже, базовую сумму нужно умножить на 1,5. С пропиской в районах области коэффициент составит от 0,8 до 1,1. Потом получившуюся сумму нужно умножить на коэффициент мощности (для машин от 70 до 100 л.с это 1,1, от 100 до 120 – 1,2 и так далее) и умножить на бонус-малус, который учитывает безаварийное вождение в прошлые периоды страхования. Проверить свой КБМ можно на сайте Российского союза страховщиков.