Газета,
которая объединяет

Герой своего времени

В художественном музее им. Крамского – «Великий Кинемо!»
Рубрика: от
Автор:

По этой выставке можно ходить кругами и сутками – и делать открытие за открытием. Как выглядели киноафиши начала прошлого века? Что за сведения закладывали авторы в свои «плакатные» произведения – якобы сугубо утилитарные? Какими приемами пользовались, стараясь привлечь потенциального зрителя к искусству кинематографа?

На подобные вопросы сполна ответит «Великий Кинемо! Киноплакат 1910-1920-х годов из собрания Государственного Русского музея» – выставка, открытая в рамках V Платоновского фестиваля. Ее принял художественный музей им. Крамского. И показывает во все фестивальные дни бесплатно. А вообще киноплакат задержится у нас и по окончании форума – до 4 июля.

От лубка к драме

«Чудесный Кинемо!.. Если высшая и святая цель искусства – создать общение между людьми и их одинокими душами, то какую огромную, невообразимую, социально-психологическую задачу суждено осуществить этому художественному апашу современности... Великий Кинемо!..», – восторгался возможностями киноискусства писатель Леонид Андреев в «Письмах о театре». Позаимствованное оттуда определение не только адекватно содержанию выставки – оно плоть от плоти реалий платоновского времени.

В экспозицию помещены 73 работы первых русских киноплакатистов (Г. Алексеев, М. Кальмансон, П. Житков) и мастеров авангарда (А. Лавинский, братья В. и Г. Стенберги, Н. Прусаков, М. Векслер и другие) из собрания Русского музея. Открывая выставку, худрук Платоновфеста Михаил Бычков подчеркнул: это – первый опыт фестиваля, связанный с киноискусством. Причем – с самыми его истоками, эпохой немого кино.

Экспонируемые шедевры (а в нашем случае можно не стесняться в выражениях – возвышенных) создавались в самый интересный период в истории жанра – первой трети XX века. Десятые годы стали временем зарождения и становления киноплаката, на 20-е пришелся его расцвет. Подъем российского кинопроизводства датирован периодом Первой мировой войны.

Ранний плакат ориентировался на массовый вкус, что неизбежно. Использовал эстетику лубка с его «псевдонародным» стилем. Другая «плакатная» манера плаката была заимствована у журнальной графики – с эскизным, нередко карикатурно выполненным рисунком.

Русский кинематограф развивал и жанр утонченной психологической драмы, учитывающей интересы образованных слоев населения. Для рекламы такого «умного» продукта требовался достаточно изысканный стиль – таковы многие плакаты П. Житкова или мастера, подписывавшегося монограммой «Иро и Л».

Как положено, с тапером

Развитие киноплаката 1920-х в целом шло в русле эстетики конструктивизма. Художники освоили прием фотомонтажа: часто образы героев становились центром композиции, заимствовали у кинематографистов необычный ракурс. Сложная композиция плаката того времени создавалась с помощью обратной перспективы, сочетания объемных и плоскостных деталей, смелых, диссонансных сочетаний цветов. Среди наиболее эффектных работ такого плана – произведения братьев Стенбергов, Михаила Длугача, Григория Рычкова. Развивался также и беспредметный буквенный плакат (работы Михаила Векслера).

Именно с этих авторов, пояснил директор музея им. Крамского Владимир Добромиров, началось движение жанра в сторону настоящего «изо». Ведущие мастера советского авангарда 1920-х превратили киноплакат в площадку для творческого эксперимента. Они демонстративно порвали с ориентацией на обывательский вкус, благодаря чему афиша доросла до явления большого искусства.

– Эта выставка с большим успехом экспонировалась в Русском музее в 2014 году, и грех было пройти мимо возможности привезти это прекрасное создание сюда, – отметил Михаил Бычков. – Фестиваль пытается разнообразить показ нашему зрителю эпохи Андрея Платонова, и сферу киноискусства, которая в те годы бурно развивалась, мы затрагиваем неслучайно. Известен знаменитый эпизод: Платонов, когда строил в Рогачевке электростанцию, устраивал там кинопоказы для местных жителей. Что за фильмы там демонстрировались, мы не знаем. Но наверняка какие-то из тех, афиши к которым есть на выставке. И мы решили устроить подобные киносеансы – в арт-центре «Коммуна». И «крутим» в дни фестиваля 12 лент – из числа тех, что проиллюстрированы плакатами на выставке «Великий Кинемо!» В сопровождении тапера, как положено...

Документ эпохи

Немые фильмы (разумеется, черно-белые) в режиссуре Протазанова, Барнета, Пудовкина, Кулешова, Эйзенштейна показывают бесплатно – ежедневно (в последний фестивальный день их «перепокажут» все еще раз). Но, честное слово, афиши к ним – не менее интересны, чем сами ленты.

– Ничто так не выражает связь прошлого с настоящим, как искусство плаката, – считает Владимир Добромиров. – В нем есть все: время, стилистика, образы, направленность исканий.

А старший научный сотрудник Русского Музея Ирина Золотинкина заметила, что плакат способен заинтересовать любого зрителя. Поскольку объединяет в себе три начала – кинематографическое, живописное и социальное.

Ирина Золотинкина, хранитель фонда плаката Государственного Русского музея:

– Киноплакат не так ярок, как рекламный, – пояснила московская гостья. – Он не настолько эмоционален, как политический. Но и при всем том киноплакат дает представление о том, что волновало людей в рассматриваемый период времени.

Надо сказать, доверие к плакату вообще в те годы зашкаливало: известно, что именно плакат был самым востребованным жанром визуального искусства первой половины ХХ века. И его «художественная» ветвь – киноплакат – ушел от «родителя» также недалеко, как – яблочко от яблони...

– Задача киноплаката – заставить зрителя захотеть немедленно пойти на сеанс, – продолжала Золотинкина. – Поэтому художник должен был использовать самые популярные образы своей эпохи, дабы передать ее эстетический идеал. Люди шли в кино отдохнуть от тяжелого быта. С желанием окунуться в мир прекрасных страдающих женщин. Или – в тот мир, где орудуют кровавые разбойники, а находчивые сыщики идут по их следам. Позже в кино – и, соответственно, на киноплакате – появились строители новой жизни и новой любви: эталонные тела и лица, полные светлых надежд...

Наив того времени, которого нынче и след простыл, на выставке прямо-таки захлестывает. Так что лицам, ностальгирующим по ушедшей старине, эта выставка «показана» как лекарственное средство. Молодежи, впрочем, тоже: вряд ли найдется более «честный» документ эпохи, чем обычная киношная афиша.

Под текст

Всем центрам центр

Государственный Русский музей – первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Основан в 1895 году по Указу императора Николая II. Русский музей сегодня – это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 музеев России.