Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
Грязь и красота
Знаменитый режиссер Лев Додин, лауреат Платоновской премии фестиваля 2012 года, приезжал на пятый форум искусств со спектаклем «Враг народа» Малого драматического театра – Театра Европы (Санкт-Петербург). Генрик Ибсен написал одноименную пьесу на излете позапрошлого века – в 1882 году.
Враги и друзья
Исход такой борьбы не зависит от «текущего» мнения большинства – «во всех важных вопросах, – цитата мастера, – большинство всегда ошибалось и будет ошибаться». А что касается содержания спектакля: он – про многое. И дает каждому свое, что и требовалось: чем больше уровней-слоев видят зрители, тем богаче произведение.
С цензурой – сходная ситуация: отвечая на вопрос о правомочности сторонних наблюдателей «лезть» в творческие дела, мэтр четко обозначил позицию. То, что отдельные лица, отдельные группы выражают недовольство тем или иным произведением, равно как и культурной политикой в целом – это не цензура. А проявление общественного мнения. Которому, представленному небольшой группой людей, почему-то придается большое значение. Да, высказывать его – можно и нужно. Но это не значит, что, говоря об искусстве, допустимо вторгаться в само искусство.
Лев Абрамович напомнил: лучшее, что накопило искусство за всю историю человечества, всегда вызывало возмущение кого-то где-то. И чаще всего носило массовый характер. Скандалом, как известно, обернулась премьера великой «Электры» – оперы Штрауса, представленной в Мариинском театре в 1913 году. А с чеховской «Чайкой» что было? Она провалилась с грохотом, встреченная статьями об антидраматургии и безыдейности пьесы. Написанной для очернения русской интеллигентности...
– Платонов долгие годы был врагом народа, теперь ему посвящают фестивали, – продолжал режиссер. – Демьян же Бедный считался другом народа, но памятников ему я что-то не вижу. А памятник еще одному врагу народа, Мандельштаму, у вас стоит...
Не оскорблять верующих
Вывод – один: мы очень быстро и легко забываем историю.
– Нельзя в храме оскорблять тех, кто свято верит, – убежден Лев Абрамович. – А это – то же самое, что прийти в храм искусства и оскорбить театр. Всегда можно показать свое отношение к чему-либо: голосовать ногами, прессой, общественным мнением. Можно спорить. Но никогда сегодняшний день не даст оценку сегодняшнему произведению. Не ответит на вопрос, искусство оно или нет. Современники ошибались всегда. И всегда будут ошибаться.
Применительно, однако, к искусству театральному, Додин уточнил: оно – куда более хрупкая вещь, чем, например, литература. Потому как остается не на бумаге, а в – воспоминаниях и описаниях. Так что надеяться на «реабилитацию» потомков театру сложнее.
Эти высказывания спровоцировал вопрос о недавнем «наезде» на новосибирский «Тангейзер», возмутивший общественность. По случаю, скажем так, крушения моральных норм и прямого оскорбления композитора Вагнера...
– Мы забываем, что сам Вагнер стал вдохновителем фашизма, будучи любимым композитором Гитлера, – комментировал Лев Абрамович. – В Израиле его не играют посейчас, в Германии не исполняли в послевоенные годы. К счастью, постепенно Вагнер возвращается в мир музыки: то, что из него вынул Гитлер – малая часть творчества этого композитора. И я его упомянул как пример узости подхода к искусству. Из всякого произведения не трудно извлечь что угодно. Из «Войны и мира» Льва Толстого можно сделать любые выводы как об ужасе войны, так и о величии человеческого духа. Кто что вычитает. И грязь, и красота – в глазах смотрящего...
От первого лица
«У нас в театре нет понятия «звезда». Все работают одинаково интенсивно. В России обычно знамениты те артисты, которые снимаются в кино, но у нас – все актеры хорошие: и старой закалки, и молодежь. Скажем, на гастролях в Австралии зрители ходят специально на Сергея Курышева!»