Газета,
которая объединяет

В «Коммуне» – остановка

Платоновский фестиваль искусств: старт двухнедельного марафона
Рубрика: Культура№ 58 (1918) от
Автор: Сергей Кисин

Это уже стало традицией: еще до официального открытия международного Платоновского фестиваля в его рамках проводится ряд полноценных мероприятий обширнейшей фестивальной программы. Иначе реализовать ее целиком просто невозможно...

Пятый по счету форум, стартовавший в Воронеже позавчера, исключением не стал. Уже к полудню гости стали собираться на новой фестивальной площадке – в арт-центре «Коммуна». Это заброшенное здание типографии по адресу проспект Революции, 39, приняло сразу три художественные выставки.

Вдохнуть жизнь

Они «вписались» в колоритное пространство (оформленное так, чтобы не только подчеркнуть прелесть «старины», но и стильно осовременить ее) замечательно. Жаль, что старое типографское здание доживает последние дни – по окончании фестиваля его ликвидируют. Ради очередного строительного наворота…

Пока же по центру площадки – большой портрет Платонова. Который, напомнил собравшимся художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков, работал в «Коммуне».

– Символично, что многие мероприятия пятого форума пройдут в здании, к которому писатель имел непосредственное отношение, – сказал Михаил Владимирович. – Нам хотелось осмыслить творчески это пространство. Вдохнуть в него жизнь. В течение двух ближайших недель она обещает быть весьма интенсивной.

«...Искусство должно здесь, преодолев недостаток человеческого сердца, склонного к забвению, восстановить справедливость», – находит зритель в арт-центре платоновскую цитату. И она подтверждается тем, что предложено «на погляд». Выставка «Сущий энтузиазм жизни» (из записных книжек Андрея Платонова) знакомит с материалами писателя в воронежских периодических изданиях, опубликованных в период с 1918 по 1925 годы. Они показаны в информационном контексте – на разворотах газет и журналов, где статьи Платонова соседствуют с работами других авторов.

«Невозможное» – возможно

Фотовыставка прототипов героев писателя «Страх, хлеб и вера» позволяет увидеть платоновских современников, прочитать о том, что их волновало, тревожило и радовало, воссоздает полную картину жизни города и страны начала XX века. Зрелище, надо сказать, не самое веселое.

А вот третья выставка под названием «Невозможное» – коллекция совсем другой окраски. Ее авторы – ученики детской студии «Ступени», специально для Платоновфеста сделавшие рисунки, аппликации, скульптуры из бумаги, макеты и леттеринги (графические начертания букв и знаков) – более 60 работ. На них – новые миры, выдуманные вселенные, детские мечты и переживания. «Надо любить ту Вселенную, которая может быть, а не ту, которая есть. Невозможное – невеста человечества, и к невозможному летят наши души... Невозможное – граница нашего мира с другим», – писал Андрей Платонов своей жене осенью 1922 года.

В той же «Коммуне» прошли и первые фестивальные пресс-конференции. С журналистами встречались артисты Театра имени Котэ Марджанишвили (Грузия) и Emilia Romagna Teatro Fondazione (Италия). Они привозили в Воронеж спектакль «Записки сумасшедшего» по Николаю Гоголю в постановке Левана Цуладзе. Актеров сменили известные музыканты, солисты Королевского оркестра Концертгебау (Амстердам) Оливье Патей (Франция) и Алексей Огринчук (Россия). Вечером они играли в филармонии – вместе с академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого.

Гостей – со всех волостей

А параллельно на Большой сцене театра драмы имени Кольцова, предварив показ «Записок сумасшедшего», проходило официальное открытие пятого Платоновского фестиваля искусств. Сделал это губернатор Алексей Гордеев, подчеркнувший: у Платоновфеста уже в полной мере сформировалась своя аудитория. Билеты на большинство мероприятий фестивальной программы воронежцы раскупили за несколько месяцев до начала событий. И не только воронежцы: в столицу Черноземья в дни фестиваля с удовольствием приезжают гости из других регионов.

На том же спектакле Левана Цуладзе, к слову, были замечены журналисты из Москвы. Стало быть, резонанс создать удалось. А что касается самого «интернационального» действа – о нем разговор впереди. Который оправдан уже тем обстоятельством, что, как заметил Михаил Бычков, до этого театр имени Котэ Марджанишвили давно не приезжал в Россию.

Кроме того, в первый фестивальный день открылась выставка работ театральных художников республик бывшего СССР из фондов театрального музея имени Бахрушина – в выставочном зале на Кирова. А также – самый ожидаемый визуальный проект Платоновфеста: выставка работ Павла Филонова из фондов Русского музея, которая в течение месяца будет работать в музее им. Крамского.