Газета,
которая объединяет

Александр Гордон: «Актер не откажется от роли»

Рубрика: Культура№ 54 (1914) от
Автор: Ирина Костенко

Известный телеведущий признался воронежцам, что не любит телевидение, кино и свою работу.

Вот кого нельзя охарактеризовать фразой «остается верен себе» – так это Александра Гордона. В последние годы переменами в своем творчестве он сражает почитателей наповал. От серьезных тем «Закрытого показа» и «Гордон Кихота» вдруг перешел на «копание в грязном белье» в формате ток-шоу «Мужское и женское». На этом, однако, творческие планы телеведущего не иссякли – зрителям стоит приготовиться к очередным сюрпризам.

Зачем ему это нужно, знаменитый телеведущий поведал воронежцам на своем творческом вечере и на встрече с журналистами. А еще Гордон признался, что не хочет жить в США, хотя от гражданства этой страны отказываться пока не собирается. Зато ему нравятся перемены, происходящие в российском обществе. Свою же работу Александр Гарриевич не любит…

Пустующая ниша

– Я считаю так: если телевизор выключен – это хорошо, если включен – плохо, – начал свою речь Александр Гордон, отвечая на вопрос о функциях современного телевидения. – Оно не должно нести воспитательных функций. Это развлечение в чистом виде.

«Извлечь» с экранов телевизоров разумное, доброе, вечное, по мнению Александра Гарриевича, не удастся. А вот открыв книжку Толстого, посещая театр, слушая хорошую музыку в достойном исполнении, есть маленький шанс «подцепить» высокие идеи.

Сам Александр Гарриевич телевидение не любит. Оно – всего лишь работа, которая кормит его и, как не без иронии подчеркнуто, несколько семей. Сейчас, отмечает Гордон, телевидение меняется – все больше уходит в Интернет. Впрочем, полагает телеведущий, так оно и должно было случиться…

Режиссура и стезя актера кино Гордона тоже не радуют. Поскольку к кинематографу он также относится скептически. Кино, с его точки зрения, сдало позиции. Поскольку разделилось на два направления. Первое – авторское кино, артхаус; оно не ориентировано ни на какого зрителя. Второе – блокбастеры американского типа; эти фильмы собирают миллионы в кинозалах. Но привлекательны они лишь за счет дорогих спецэффектов. А средняя ниша – где было то самое «хорошее кино», – сейчас пустует. На ее место и пришли сериалы. Но нам до качественных сериалов, с сожалением признает Гордон, увы, далеко…

Удивлять зрителя

Журналистов больше всего волновали перемены, происходящие с автором и ведущим – ну не идут ни в какое сравнение вчерашние интеллектуальные проекты Александра Гарриевича с нынешним ток-шоу «Мужское и женское»! Ведущий которого не скромничает, не занимает нейтральной позиции, а, напротив, позволяет себе жесткие оценки и реплики в адрес героев передачи.

Чем вызваны такие кардинальные изменения? И что означает такая манера поведения? Это телевизионный образ или личные эмоции?

– На ток-шоу я выполняю работу. И она требует, чтобы я оправдывал ожидания той части аудитории, которая смотрит это шоу, – пояснил Гордон. – Чтобы получить высокий рейтинг, надо чем-то удивлять и поражать зрителя. Предположим, есть какой-то актер – такой же пожилой, как я. Раньше он играл Гамлета и короля Лира. А сейчас ему говорят: есть одна комедия – правда, дрянная, но народ смотрит. Если других предложений нет, актер не откажется от роли. Вот и я не откажусь. Мне же надо семью кормить.

За всю долгую карьеру на телевидении было лишь несколько счастливых моментов, когда Александру Гарриевичу действительно нравилось то, что он делает…

Кстати, Гордон собирается удивить зрителя в очередной раз. И, может быть, одновременно попытается вернуть счастливые моменты в работе.

– Давно у меня есть идея сделать проект, посвященный трем основным религиям, основанным на одном тексте – Библии, – поделился Александр Гарриевич планами. – Хотелось бы собрать представителей всех трех конфессий, чтобы они читали Святое Писание с первой главы и рассказывали о разночтениях.

Еще одна задумка – создание «Гордон-ТВ». В этом проекте, по замыслу автора, смогут принять участие талантливые молодые люди из разных уголков России. При этом находиться они смогут в своих городах – сегодняшние технологии позволяют.

Не влюбляйтесь в поэтов!

С журналистами Александр Гордон вел себя просто, непринужденно, открыто. А со зрителями, кажется, старался «держать марку», «соответствовать». Свой творческий вечер начал с благодарности горожанам. И – с тонкого комплимента: то ли себе, то ли публике, то ли – всем сразу.

Александр Гарриевич в первые же мгновенья признался в трепетном отношении к творчеству поэтов Серебряного века. Особенно его восхищает поэзия Александра Блока – томик любимого лирика, открытый в нужный момент, спасет телеведущего от бешеного ритма жизни и пустых мелодий, привязывающихся с утра. «Но стихи поэтов Серебряного века я сегодня читать не буду», – упредил просьбы Гордон. А посвятил он творческий вечер современникам – людям, с которыми знаком лично. Выступление Александр Гарриевич построил в форме моноспектакля, в котором истории из жизни перемежались со стихами героев повествования.

Кстати, пристрастие к поэзии у Гордона – с детства. Уже в двухлетнем возрасте мальчик придумал первый стишок. А когда будущему телеведущему было девятнадцать, он стал тесно общаться с папой – Гарри Борисовичем. Так сложилось, что до этого отец и сын жили порознь и даже не виделись. Благодаря Гарри Борисовичу, Гордон-младший еще больше полюбил поэзию. Он вспоминал, как «на кухне у папы» часто собирались поэты 80-х и часами читали стихи. А Сашу часто… «гоняли» за водкой.

Александр Гарриевич свое обещание выполнил – читал стихи, едва ли известные воронежской публике, говорил о знакомстве с Иосифом Бродским и с «Витькой» – Виктором Шендеровичем. Рассказал, как, будучи в эмиграции в США, ему довелось тесно общаться и с еще одним замечательным представителем русской изящной словесности – Александром Петровичем Межировым.

С Бродским, к слову, Александр Гордон также столкнулся в эмиграции.

– В США я работал журналистом на молодом русскоязычном телевидении. Однажды мне поручили взять интервью у Бродского, тогда уже продолжительное время проживавшего в Америке. За день до встречи с читателями, после которой и должна была состояться беседа, мне посчастливилось повстречать близкого друга Иосифа Александровича, поэта Евгения Борисовича Рейна.

Рейн посоветовал журналисту спросить у поэта о взаимоотношениях с прекрасным полом. Гордон совета послушался и получил такой ответ: «Что ж, скажу вам так: хорошо, если из романа с женщиной мне удавалось скачать хотя бы стишок». Ну, а Александр Гарриевич в свою очередь посоветовал девушкам не влюбляться в поэтов…