Газета,
которая объединяет

С Чайковским и Мусоргским

В Воронеже прозвучал Московский Пасхальный фестиваль
Рубрика: от
Автор:

Второй день текущей недели был, по культурным меркам, в Воронеже особенным – в столице Черноземья выступил маэстро мировой известности Валерий Гергиев. Художественный руководитель фестиваля и дирижер Симфонического оркестра Мариинского театра не только продемонстрировал местной публике виртуозное мастерство, отыграв два концерта в театре оперы и балета, но и нашел время встретиться с журналистами.

Гергиев сообщил, что наша область стала 24-м по счету регионом, куда в этом году пришел фестиваль. И это худрука очень радует: выход на провинциальную публику подпитывает столичных музыкантов, несмотря на то, что опыта им не занимать – за рубежом играют едва ли не чаще, чем на родине. Но именно наш, отечественный, периферийный слушатель – самый отзывчивый. Воспринимающий Пасхальный фестиваль, как подарок судьбы...

Красный, но не классный

При всем том Валерий Абисалович уверен: и Пасхальный фестиваль, и Мариинский театр могли бы дать Воронежу много больше, случись тут реконструкция оперного театра, о необходимости которой кто только не говорил. И которая нашему храму Терпсихоры действительно остро необходима: техническое оснащение местной сцены не выдерживает никакой критики.

– Театр ваш очень нуждается в реконструкции, – убежден маэстро. – И хотелось бы, чтобы реконструкция эта была аккуратной, не слишком дорогой и не долгой. Я бы оставил величественные колонны в фойе, и зрительское пространство изменил бы минимально. Театр должен сохранить свою архитектуру. А техническое пространство за сценой от реконструкции непременно выиграет, и тогда не надо будет голову ломать, как адаптировать спектакли Мариинского театра к вашей сцене.

Обескуражил Гергиева и инструмент, которым располагает наш театр – рояль «Москва» ярко-красного цвета.

– Думаю, вопрос с хорошим роялем как-то можно решить, – с осторожной уверенностью отметил музыкант. – Хотя видишь ваш красный – и сразу берет гордость за страну, когда-то выпускавшую такие инструменты. Но все же лучше бы на той фабрике делали шоколадки. Рано или поздно, я убежден, мы решим и эту задачу, будем делать хорошие инструменты в России. Думаю, лет через пять.

Два солиста

Что касается собственно музыки – концерты, дневной и вечерний, представили две разные программы с двумя солистами: пианистами Алексеем Володиным и Даниилом Харитоновым. В первом случае публике были предложены «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» Мусоргского, Третий концерт для фортепиано с оркестром Прокофьева, Прелюдия из «Послеполуденного отдыха фавна» Дебюсси и три номера из балета Чайковского «Щелкунчик»: «Марш», «Трепак» и «Вальс цветов». Второй концерт сосредоточился на музыке Петра Ильича Чайковского, поскольку нынешний Пасхальный фестиваль посвящен не только 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, но и 175-летию со дня рождения композитора: звучали Первый фортепианный концерт и Первая симфония («Зимние грезы») с увертюрой из оперы Верди «Сила судьбы» и повтором Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» Дебюсси.

Оба солиста с лихвой оправдали свою включенность в орбиту звездных гастролей. Алексей Володин доказал, что является одним из лучших представителей среднего поколения пианистов. Ученик Элисо Вирсаладзе, победитель конкурса имени Гезы Анды в Цюрихе (2003), эксклюзивный артист Steinway&Sons, он продемонстрировал воистину запредельные возможности пианиста и прекрасную школу. А юный Даниил Харитонов пора­зил отнюдь не робким подходом к музыке Чайковского, отыграв очень мощно, с огромным потенциалом и перспективой на будущее. Этот талантливый парень – с пяти лет он на большой сцене, в свои шестнадцать имеет в активе лауреатства нескольких международных конкурсов, золото «Щелкунчика», добытое в 2010 году, и Гран-при конкурса пианистов имени Владимира Крайнева – это уже март 2015. Послужной список, достойный исполнителя экстра-класса! Неудивительно, что Гергиев посоветовал присмотреться к молодому Харитонову со всем вниманием: у него, сказал он, совершенно зрелый подход, но он играет, как юный музыкант, а не как 70-летний старик.

Тем временем

Пасхальный фестиваль выполнял, кроме всего прочего, и социальную функцию. Дневной концерт был благотворительным и адресовался ветеранам, курсантам и студентам воронежских вузов, а также культурным деятелям города. Маэстро Гергиев подчеркнул, что руководимый им коллектив старается выбирать для фестивальных программ интересные произведения, которые звучат не часто. Таким образом осуществляется просветительская функция фестиваля, который, ни больше, ни меньше, воспитывает страну: за 14 лет существования побывал в 50 с лишним регионах России. «Жалею, что мы не были пока на Чукотке и Камчатке, что в Читу никак не попадем, все вокруг да около ездим, – сокрушался Валерий Абисалович. – Но, если будут удача и здоровье, через 3-4 года справимся с задачей выступить во всех регионах».