Газета,
которая объединяет

Расширяя горизонты

Воронежцам сыграл на скрипке Дмитрий Коган
Рубрика: Культура№ 46 (1906) от
Автор: Ольга Козлова

В конце апреля столицу Черноземья посетил скрипач Дмитрий Коган. В рамках проекта «Время высокой музыки» маэстро дал благотворительный концерт в воронежском театре оперы и балета.

Перед началом концерта Дмитрий Коган ответил на вопросы журналистов: рассказал о роли политики в проекте, о городах, которых проект уже коснулся, и о свободе творчества.

Вне политики

– Проект связан с сотрудничеством с «Единой Россией». Много ли в нем политики?

– Этот проект находится за ее пределами. «Единая Россия» стала для меня прекрасным партнером в его осуществлении. Мне, частному лицу, было бы непросто самому решать организационные вопросы. Наше сотрудничество с партией направлено исключительно на развитие классической музыки.

Сегодня я даю концерт, на который ни один билет не был продан. Осознавать это вдвойне приятно. Гостями проекта станут юные музыканты и их педагоги, многодетные семьи, воспитанники детских домов и другие люди, которые не могут позволить себе приобрести билет на коммерческое выступление. В наше непростое время музыканты должны ориентироваться не только на ту публику, которая в состоянии купить дорогостоящий билет на концерт, но и на тех, кто не может этого сделать.

– Вы проехали почти всю Россию. Какие концерты запомнились больше других?

– Сложно сравнивать красивый цветок с бутербродом с икрой. Прелесть в том, что Россия разная. Был в Грозном впервые в жизни. Публика там совершенно иная: ее душевная отдача и непосредственность меня покорили. Я ведь привык выступать в России в основном в крупных городах – Казань, Екатеринбург, Красноярск, Владивосток, Нижний Новгород. А в этом туре проехал много национальных республик – Тыва, Алтай, Ненецкий автономный округ, Дагестан. Если бы 10 лет назад меня спросили: «Какую публику ты предпочитаешь – сплошь профессоров консерватории или ту, которая в первый раз пришла на классический концерт?», я бы сказал, что консерваторскую. Был у меня такой снобизм. Сейчас его нет. Каждый новый зритель, который приходит на концерт – это моя победа. Я понял, что моя цель – вовлекать в прекрасный мир классической музыки как можно больше людей. Поймут ее далеко не все, но почувствует однозначно каждый.

Внутренняя свобода

– Дмитрий, на сколько месяцев расписан ваш гастрольный график?

– Знаю, что будет через год, через полгода. Однако жесткий график попросту невозможно соблюсти. Он составляется, а потом появляются дополнения: здесь нельзя отказать, здесь очень ждут, там уважаемый человек просит, тут предстоит сыграть интересное произведение.

– Юрий Шевчук на своем концерте в Воронеже сказал, что без свободы нет творчества. При этом известны случаи, когда в условиях тоталитарного режима создавались великие произведения. Вам приходится думать о творческой свободе и несвободе?

– Смотря какая свобода и какое творчество. Сын Дмитрия Шостаковича, Максим, мне рассказывал о том, как зародился скрипичный концерт Шостаковича №1, который датирован 1948 годом. А реально композитор начал писать его в 37-м. Когда Шостакович увидел, что написал, он закрыл партитуру и уничтожил первоначальный вариант. Я спрашивал, почему. Сын Дмитрия Дмитриевича ответил так: «Ты, наверное, этого не поймешь. Представь, в доме, где мы жили, было только две квартиры, где не арестовали мужчин – квартира Шостаковича и квартира напротив, где жил какой-то генерал. Это был привилегированный дом. Шостакович ждал ареста со дня на день, шесть месяцев не спал, ожидая услышать шаги в подъезде. Однажды подъехал грузовик. Пока лифт ехал, у отца случился надлом сознания. Было десять секунд ожидания. И позвонили в дверь напротив, арестовали генерала». Разумеется, среда не может не отражаться на творчестве человека. Был ли он внутренне свободен при полном тоталитаризме? Он был свободен внутренне! Выражал свои мысли и свои чувства. Поэтому в этой музыке так силен страх. Если человек живет на вилле, каждый день плавает в теплом море, у него красивая жена, хорошая машина – его творчество, наверное, не будет столь надрывно и страшно. Наверное, оно будет другое. Уверен, необходима свобода внутри.

Музыкант сказал, что зачастую не знает, что будет играть для той или иной публики. Объяснил это акустическими особенностями помещения, в котором проходит концерт. Ну, и уровнем восприятия аудитории. Так что воронежцы получили на 100 процентов уникальный концерт от уникального исполнителя классической музыки.