Газета,
которая объединяет

Амнистия не для всех

Рубрика: Колумнистика№ 44 (1904) от
Автор: Юрий Бабаян

В пятницу Госдума приняла закон об амнистии, приуроченной к 70­-летию Победы. Документ позволит досрочно выйти на свободу примерно 60 тыс. осужденным, а общее количество тех, кого он затронет, превысит четверть миллиона человек. Однако у представителей либеральной оппозиции принятый проект, очевидно, вызовет разочарование.

Почему? Прежде всего потому, что парламентариям пришлось делать выбор сразу из четырех проектов амнистии. Один из них подготовил президентский Совет по правам человека (СПЧ). Еще два – думские фракции ЛДПР и «Справедливая Россия». Ну и четвертый, последний, внес на рассмотрение Думы президент РФ Владимир Путин. Стоит ли говорить, что рассматривали в итоге депутаты именно президентский вариант!

Но, по сути, неважно, кто именно внес в парламент тот или иной проект. Если он хорош, то в масштабах страны его авторство – вопрос второстепенный. Но вот именно эта «хорошесть» и оспаривается отдельными (прежде всего, оппозиционно настроенными) членами общества. Причем, я сейчас говорю не о так называемой системной оппозиции. Те же ЛДПР и «Справедливая Россия», узнав о наличии президентского варианта амнистии, сразу же отозвали свои проекты и дружно поддержали документ, подготовленный главой государства.

Кого же предлагает амнистировать принятый в итоге вариант? Прежде всего лиц, впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести и имеющих определенные заслуги перед страной: участие в боевых действиях в Афганистане или на Северном Кавказе, ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Кроме того, он может освободить мужчин старше 55 лет и женщин старше 50 лет, а также инвалидов I и II группы, больных активной фазой туберкулеза и онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы. Самая же большая категория лиц, подпадающих под амнистию (до 50 тыс. человек), — осужденные, оставшийся срок наказания которых на момент объявления амнистии составляет менее одного года. Амнистия коснется и 200 тыс. условно осужденных.

Впрочем, многим более интересно не то, кого коснется амнистия в предложенном президентом варианте, а то, кого она в итоге не коснется. Например, в ней не было учтено предложение СПЧ о возвращении прав нарушителям правил дорожного движения. Проект Совета предусматривал не только освобождение от наказания осужденных за малозначительные преступления, но и снижение сроков наказания, а в некоторых случаях освобождение от дополнительных наказаний. Предложение «Справедливой России» содержало пункт об освобождении социально незащищенных лиц, ЛДПР – об амнистии для мужчин старше 60 лет, имеющих на иждивении детей до трех лет.

Но главное – по принятому варианту амнистии будет невозможно выйти на свободу тем, кого либеральная часть общества причислила к так называемым «политическим заключенным»: например, братьям Навальным. Не коснется амнистия и фигурантов уголовного дела о финансировании мэрской кампании Навального в сентябре 2013 года Владимира Ашуркова, Николая Ляскина и Константина Янкаускаса. Их статьи – «тяжкие», по которым амнистируют только тех, кому до окончания срока лишения свободы осталось не более года.

По идее, под амнистию могли попасть – в случае вынесения приговора до 24 апреля – обвиняемый в краже картины глава отдела расследований Фонда по борьбе с коррупцией Георгий Албуров, либеральные активисты Владимир Ионов, Марк Гальперин и Ильдар Дадин, обвиняемые в нарушении закона «О митингах», Дарья Полюдова и Сергей Титаренко, участвовавшие в подготовке «Марша за федерализацию Кубани» в августе прошлого года. Могли, да не попали – судебных решений по их делам так и не вынесено, соответственно на них амнистия распространяться не будет.

Правильно ли это? С точки зрения современной российской политической системы – вполне. Что такое амнистия по своей сути? Верное ее определение дал член президентского СПЧ, руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. «Амнистия подрывает ценность суда и продвигает главу исполнительной власти», – считает он.

И если брать за основу именно эту характерную черту амнистии, то все становится логично. Если суть документа – «продвижение» главы государства, то ему и должно быть отдано право разработки его проекта для принятия. Соответственно, он сам должен определить, кого будет миловать, а кого – нет. И отказ от амнистирования своих оппонентов (настоящих или мнимых) – его святое право.

Только есть одна маленькая ремарка. Такая логика, конечно, – не для правового общества. Общества, где частых амнистий, действительно, быть не должно, а должен быть лишь справедливый суд.