Газета,
которая объединяет

Дело пахнет бензином

В чем причина роста цен на топливо в регионе
Рубрика: Экономика№ 44 (1326) от
Автор: Юрий Бабаян

Вчера руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Воронежской области Владимир Рохмистров рассказал о своем видении причин дефицита, возникшего на топливном рынке региона. Во время пресс-конференции Рохмистров не стал вторить своему московскому руководителю Игорю Артемьеву и однозначно утверждать, что в действиях топливных компаний видны признаки картельного сговора.

Впрочем, хоть обтекаемо, но о такой возможности руководитель управления все же намекнул. «У всех крупных топливных компаний на сегодня достаточно запасов нефтепродуктов, поэтому поводов к повышению цен на бензин или ограничению его продажи нет. Искусственный ажиотаж может быть следствием действий самих компаний и СМИ», – отметил он.

Стоит завод – стоят машины

Поводом для встречи стала обнародованная информация о том, что «Роснефть» ввела в Воронежской области частичное ограничение на продажу бензина марки Аи-95: реализовывалось не более 20 литров на одного клиента и только по топливным картам. Для бензина марки Аи-92 устанавливался порог в 30 литров.

Чиновник отметил тот факт, что в региональное ведомство пока что не поступило ни одной жалобы на ограничение продажи топлива той или иной марки. Впрочем, если они поступят, то к нарушителям будут применены строгие санкции.

Как ранее заявлял президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, ситуация осложняется тем, что в Центральном федеральном округе встали на профилактический ремонт четыре нефтеперерабатывающих завода. Но Владимир Рохмистров считает, что остановка НПЗ не может быть достаточным поводом для возникновения дефицита топлива:

– Закрытие нефтеперерабатывающего завода на ремонт – плановое мероприятие, – пояснил Владимир Васильевич. – Оно происходит по нашему согласованию, а само предприятие перед остановкой должно выработать месячный запас топлива. В любом случае, нефтепродукты можно приобрести и на топливной бирже. А появившийся ажиотаж может быть вызван стартом посевной кампании, последовавшим за этим повышением спроса и желанием крупных компаний заработать больше.

Версия с посевной кажется вполне вероятной. Цель – создать шумиху в СМИ, заставить сельхозтоваропроизводителей занервничать и реализовать им значительные объемы топлива по завышенным ценам. Однако есть одно «но»: наряду с аграрными Воронежской и Белгородской областями, а также Алтайским краем особый дефицит топлива отмечен также в Санкт-Петербурге и Новосибирске – мегаполисах с совершенно иной структурой экономики. Так откуда же дефицит?

Демпинг и дефицит

Ряд экспертов связывают его с ценовой политикой, проводимой крупными игроками на топливном рынке с конца зимы. Тогда стоимость нефтепродуктов на заправках «Роснефти», «Газпром-Нефти» и некоторых других операторов упала ниже оптовых цен. Глава ФАС Игорь Артемьев усматривает в подобном поведении нефтяных компаний признаки нарушения антимонопольного законодательства.

– Это также может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за который антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной, – прокомментировал он.

Владимир Рохмистров столь резкими заявлениями бросаться не стал, но подтвердил, что управление наблюдает за дочерним предприятием «Роснефти» в Воронежской области – ОАО «Воронежнефтепродукт».

– Я полагаю, что если ограничение на продажу действительно происходит в регионе, то это, скорее, самодеятельность местных филиалов и заправок, – отметил Владимир Васильевич. – В случае если к нам поступит жалоба и факт нарушения подтвердится, в отношении компании будет возбуждено дело, и организации грозит оборотный штраф.

Напомним, в середине марта Воронежская топливная ассоциация (ВТА) и ООО «Модус» (торговая марка «Калина Ойл») направили в Воронежское управление ФАС заявления, в которых обвинили «Роснефть» в демпинге и дестабилизации рынка. 25 апреля на встрече главы ФАС России Игоря Артемьева с представителями Российского топливного союза было передано и заявление ВТА по поводу действий «Воронежнефтепродукта». По мнению президента ВТА Сергея Шишлакова, если в ближайшее время власти не примут жестких мер по отношению к крупным игрокам топливного рынка, в ряде регионов России, в том числе и в Воронежской области, может попросту закончиться топливо.

Владимир Рохмистров с этим, однако, не согласен:

– Как показали результаты проверок крупнейших топливных компаний региона, ситуация с топливом в Воронежской области стабильная, – сказал он на пресс-конференции. – Нет никаких предпосылок для дефицита и ажиотажа.

Уверенность федерального чиновника, конечно, вселяет надежду. Однако надо понимать, что даже если нет никаких предпосылок, при желании топливные компании смогут создать ажиотаж искусственно. Правда, вряд ли это будет сделано в ближайшее время: вместе с УФАС РФ по Воронежской области проверки топливных компаний начала и областная прокуратура…

фото Александра Нечаева