Газета,
которая объединяет

«Грот»еск не прошел

Популярная сибирская рэп-группа отыграла концерт в Воронеже
Рубрика: от
Автор:

Не так давно выступавший в нашем городе лидер команды «Браво» Евгений Хавтан говорил на пресс-конференции: «С российской рок-музыкой сейчас дела обстоят не очень, балом правит рэп». И действительно, «старая гвардия» рокеров еще периодически радует, а вот особо талантливой молодежи в роке как-то не видно.

Из того «молодняка», который «прозвучал» за последние, скажем, лет пять, упоминаний достойны разве что Людмила Махова с группой «Дайте два» и Бранимир. Да и те – персонажи однозначно более глубокие и яркие, чем рок, каким мы его знали. Ни под какие избитые стилистические определения эти музыканты не подходят.

Не вполне андеграунд

Тот же Бранимир весной представил совместный трек с известными омскими рэперами «25/17». Которые в прошлом году выпустили очень знаковый альбом «Русский подорожник», окончательно разрушивший представление о русском рэпе как о состряпанном наспех дешевом маргинальном битке. Пластинка оказалась выдержана в традициях рок-музыки(!) – за счет, в частности, того, что группа прописала живые гитары. Ну, а идеологически «25/17» никогда рядом и не лежали с какими-нибудь Тимати или Джиганами. А ведь именно эти одиозные персонажи в сознании народном и есть русский рэп…

«25/17» оказались центральным коллективом движения, получившего условные названия «здравый рэп» и «омская школа». Ближайшими соратниками «25/17» по «омской школе» еще несколько лет назад стала группа «Грот». К настоящему моменту превратившаяся в одну из «звезд» андеграундной рэп-сцены. Хотя их воронежский концерт, состоявшийся на днях в одном из развлекательных комплексов города, заставил задуматься о том, что не такой уж это и андеграунд…

Для понимания ситуации: на концерты независимых рок-коллективов (в том числе – довольно известных) в нашем городе ходят от тридцати до семидесяти человек. И этот показатель на общероссийском фоне считается совершенно нормальным. Один из ярких представителей современной некоммерческой рок-сцены, в прошлом – участник коллектива топ-уровня популярности, рассказывал в личной беседе, что в Белгороде на его акустический концерт пришло шесть человек…

А как чувствуют себя независимые рэперы? Скажем, «Грот»? Они отыграли концерт в любимом месте отдыха пафосно-гламурных тупиц, собрав несколько сотен человек. Большая часть которых (и это было «на лицах написано») пришла не за музыкой.

Про музыку – разговор отдельный. С живыми инструментами «Грот» не выступает. Но это ладно – в конце концов, не всем же «в рокеров» играть. Но вот приехать из Омска для того, чтобы… «поречитативить» под собственные минусовки с уже записанным «фоновым» бэк-вокалом – это, знаете ли, как-то совсем простовато. Сто рублей цена билету на такое «шоу». А не восемьсот, как заломили организаторы.

Музыке – нет!

Народ, впрочем, был вполне доволен. Дух общности – вот за чем шли люди. И свое получили сполна. На то, что мелодии незамысловаты и аранжировки несколько примитивны – плевать. Равно как и на то, что «живым концертом» действо можно называть весьма условно…

Заметили, что у нас вообще не любят музыку? Что-то слушают, да. Но почти никто толком не вникает, кто какие партии играет в альбоме, какой музыкант обладает какой манерой и чем одна стилистика отличается от другой. На покупателей компакт-дисков смотрят так же, как на коллекционеров токарных станков. Потому что звук тоже никому не нужен – лишь бы что-то пукало из китайской телефонной микросхемы.

Звук-то не нужен, а вот комфорт любят все. Поэтому провести полтора часа в тесном невентилируемом помещении, которое отвели под концерт, многим духу не хватило. Не задыхаться же за собственные деньги! Когда к тому же ни черта не видно.

Группа, конечно, исполнила все свои хиты: «Дым», «Никто кроме нас», «Рубежи», «Зеркальный век» и прочее обязательное. Сыграла и совсем новую вещь, которую пока что не успела донести до студии. И все-таки получился не концерт, а средней ритмичности махание руками.

– Каждая рука важна! – то и дело восклицали музыканты. Публика реагировала соответствующе: в ответ на призывы руки поднимались исправно. Тем дело, в принципе, и ограничилось. А, ну и хоровое пение припевов удалось: зал постарался. Подождем, пока станут стараться и музыканты. Может, в следующий раз они привезут, к примеру, семплеры-синтезаторы? И сыграют наконец музыку. А не включат ее в записи.

P.S. У входа в зал, на «точке» по продаже атрибутики группы стоял ящик для сбора пожертвований на лечение тяжелобольного мальчика из Воронежа. Процесс выглядел достойно: кто хотел – кидал денежку, кто не хотел – никаким «осуждающим взглядам» и прочим моральным экзекуциям не подвергался. Спасибо группе за правильную идею. И за здравые взгляды. Но живую музыку и нормальную организацию концерта все равно отменять не стоило.