Газета,
которая объединяет

Пещерная культура

Уникальные природные комплексы региона могут исчезнуть с лица земли
Рубрика: от
Автор:

Подземным храмам Воронежской области немного найдется аналогов в России и даже в Европе. Историки давно подтвердили их ценность и уникальность. Краеведы – прозвали эти старинные культовые сооружения «меловыми сокровищами» региона. И все бы хорошо, но свойственное многим людям отношение «что имеем – не храним…» коснулось даже этих сокровищ.

В редакцию «Берега» обратились сразу две инициативные группы по сохранению пещерной культуры региона – из Калачеевского и Верхнемамонского районов. Неравнодушные воронежцы сетовали на то, что находящиеся в местах их проживания подземные храмы разрушаются под воздействием природы и – еще больше – человеческого фактора. Как выяснилось, такая ситуация сложилась с большей частью пещерных объектов.

Всего в Воронежской области, по подсчетам специалистов, порядка тридцати культовых пещерных сооружений. Все они неразрывно связаны с богатейшей культурой нашего региона и имеют бесспорную историческую ценность. Так, например, группа пещер в Дивногорье признана самым крупным подземным религиозным сооружением в Европе. И это – колоссальный масштаб.

Ученые полагают, что некоторые из рукотворных пещерных помещений появились на территории современной Воронежской области аж в эпоху мезолита. Другие были прибежищем для жителей в XII веке. А какие-то стали рукотворными храмами и монастырями по склонам берегов Дона.

«Культовые пещерные сооружения создавались еще с середины XVII века, когда Воронежская область активно заселялась – в том числе, и жителями современной Украины. А поскольку народ был тогда очень набожным, люди пытались воспроизвести святыни своих родных мест. Традиция обустройства пещерных храмов была известна, например, инокам Киево-Печерской лавры. К тому же среди мигрантов были и монахи – они часто обустраивали себе скиты, – рассказывает Виталий Степкин – историк, краевед, спелеолог. – Было и такое: простой люд, чаще из крестьянства, сооружал такие пещерные храмы, проводя ночи в труде и молитве. Тогда считалось, что так называемое пещерокопательство – дело богоугодное, один из высших религиозных подвигов. А здесь – сама природа помогала подвижникам. Мел – порода достаточно мягкая, податливая».

Специалист уверен: сохранение старинной пещерной культуры – очень важная задача в наши дни. Это, по мнению эксперта, помогает понять наших предков, их образ жизни, культурные традиции. И – в глобальных масштабах – суть русской цивилизации.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что рукотворные пещеры зачастую преследовали беды. Некоторые подземные храмы попадали в немилость властей еще в XVII веке. В послереволюционные годы пещеры уничтожались как культовые сооружения в свете борьбы с религией. Какие-то подземные церкви пострадали в годы Великой Отечественной войны…

В наше время – когда уже ценность рукотворных пещер не ставится под сомнение – их продолжают разрушать: время, природные стихии и люди. В меловых храмах горе-туристы оставляют о себе «добрую» память – в виде мусора и огромных надписей. Часто глубина этих начертаний достигает двадцати сантиметров – притом, что стены в пещерах закопченные, и не так-то просто оставить на них видимый след…

Другая напасть – паранойя кладоискательства среди местного населения. Это происходит, в частности, в селе Новобелое Кантемировского района. Давно в этих местах ходит легенда о том, что «банда Маруськи в годы Гражданской войны закопала в пещере несметные богатства». Чему, мол, находятся подтверждения. На самом же деле, разъясняют эксперты, кладоискатели принимают тектонические трещины за кладку…

«В скором времени мы можем потерять памятник в селе Гороховка, – говорит Максим Колядин. – И все это – вследствие естественной эрозии и, самое главное, вандальского поведения людей. Лет 15 назад какие-то умники в очередной раз взорвали вход – получилась вертикальная трещина пород, в результате вместо входа – узкая щель. Кто только там ни бывал: и сектанты, и туристы всякие недобросовестные, которые стены разрисовали, закоптили, исцарапали... В 2012 году по неизвестным причинам нарушился температурный режим в храме – летом была жара +20… Жалко, но, видимо, дни этого некогда красивого места сочтены».

Находится в плачевном состоянии и Калачеевская пещера. Один из активистов за сохранение подземных комплексов, Михаил Потапенко, рассказал, что здесь каждую весну размывает и разрушает водой входную часть сооружения. За три года потеряно более метра «хода».

«Инициативная группа жителей. Калача собственными силами занялась сохранением объекта, – рассказывает Михаил, – расчистили площадку и вход бульдозером, установили железную дверь, дабы остановить разрушение стен посетителями, убрали мусор, частично расчищаем коридоры от засыпей. Однако, это – капля в море. Нужно срочно укреплять входную часть, на это необходимы средства, а поддержки со стороны местных властей – никакой».

«Вот в том-то вся и беда, что у многих пещер нет хозяина, и за ними просто некому следить. Объектов, находящихся под присмотром сейчас – по пальцам перечесть», – комментирует Виталий Степкин.

Собственно, это всем известные «Дивы», Костомарово, Белогорье. Отдельные из них – под опекой православной церкви. А некоторые охраняются и епархией, и властями. Ну, и надо отдать должное:  сейчас – возможно, из-за возросшей популярности – Калачеевская пещера будет иметь статус, а, значит, государственную охрану.

Однако на сегодняшний день специалисты с сожалением признают, что мало просто поставить объект на учет и придать ему статус. За сооружениями нужно следить…

«У областного бюджета, думаю, на все пещеры в области средств не хватит, – рассуждает Виталий Степкин, – конечно, должны присоединиться и представители РПЦ, и местные власти, и инициативные группы. И в любом случае у каждого объекта должен быть рачительный хозяин!»

Так, по словам Виталия Викторовича, произошло в Петропавловском районе – там силами местных властей и волонтеров восстанавливается пещерный храм.

«Ведь если подумать, – рассуждает историк, – пещерные храмы региона – это бесценный туристический и рекреационный материал. Если, конечно, отреставрировать все объекты, рассказать о них людям, создать соответствующую инфраструктуру… Многие россияне хотят посетить памятники Золотого Кольца – вот почему и бы нам по такому же типу не создать интересный туристический маршрут?»