Газета,
которая объединяет

Неконтролируемая угроза

Почему так необходим надзор за личными подсобными хозяйствами?
Рубрика: от
Автор:

22 дела об административных правонарушениях возбудили сотрудники природоохранной прокуратуры по нарушениям, способствующим распространению африканской чумы свиней (АЧС). Все нарушения вскрыты на территории Нижнедевицкого, Репьевского, Семилукского и Хохольского муниципальных районов, где был установлен карантин по африканской чуме свиней.

Ранее сотрудники управления ветеринарии выявили здесь факты вывоза животных и продукции свиноводства за пределы угрожаемых зон, установили факты незаконного ввоза подкарантинной продукции. По ним и была проведена прокурорская проверка.

Впрочем, ее результаты – лишь верхушка айсберга нарушений в области ветеринарии. Сами ветеринары признают: основное число таких фактов приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ), которые сегодня являются совершенно неподконтрольными федеральной, региональной или муниципальной власти.

В поисках механизма

В Россельхознадзоре говорят: существующее законодательство, регулирующее деятельность ЛПХ, не прописывает никаких ограничений по их функционированию. Вместе с тем, отдельные хозяйства по численности поголовья вполне могут конкурировать со свинокомплексами. Для Воронежской области, может быть, это не столь характерно, но, например, в Ставропольском крае «подворье», на котором находится несколько сотен (а то и больше тысячи) свиней – отнюдь не редкость. Только, в отличие от свинокомплекса, который регулярно проверяют надзорные ведомства, вход к владельцу ЛПХ ревизорам заказан.

В то же время именно ЛПХ сегодня являются основной угрозой возникновения очагов африканской чумы свиней. В том числе и в Воронежской области. Причем совершенно неконтролируемой угрозой.

– Для того, чтобы иметь влияние на ЛПХ, у нас попросту не хватает нормативно-правовой базы, – говорит руководитель регионального управления ветеринарии Сергей Капустин. – Дабы исправить эту ситуацию, губернатор Алексей Гордеев написал письмо на имя министра сельского хозяйства с просьбой внести изменения в федеральное законодательство. Через депутатов Воронежской областной Думы мы вышли с законодательной инициативой в Госдуму с просьбой внести изменения в закон «О ветеринарии». Но пока, к сожалению, реальных механизмов влияния на ЛПХ у региональной и муниципальной властей не существует.

Дохрюкаться до учета

О каких механизмах ведется речь? Прежде всего, об установлении обязанности владельцев ЛПХ ставить на учет имеющихся у них животных и проводить с ними необходимые ветеринарные мероприятия. В конце прошлого года Алексей Гордеев предложил разработать алгоритм, позволяющий отказывать ЛПХ в компенсации за отчужденное поголовье в случае возникновения вспышки АЧС, если владельцы подворья заблаговременно не поставили своих свиней на учет. И это предложение нашло свое отражение в законодательной инициативе воронежских депутатов в Государственную Думу, направленной в российский парламент в конце февраля.

– Учет животных в похозяйственных книгах органов местного самоуправления позволит, в случае возникновения заболевания, выявить и быстрее ликвидировать очаг, – комментирует законопроект заместитель председателя комитета по аграрной политике Воронежской областной Думы Николай Гапоненко. – Подворья, которые добровольно внесут сведения, в случае вспышки заболевания и изъятия животных, получат компенсацию.

Впрочем, в самой облдуме довольно скептически относятся к возможности придания этому проекту статуса Федерального закона. Ведь за последние пять лет из 33 поданных в Госдуму предложений законом стало только одно из них.

– Ситуация тут проста, – комментируют корреспонденту «Берега» в аппарате Думы. – Если проект поддержит значительное количество регионов, то у него станет больше шансов быть принятым. Если всего несколько – он будет отклонен.

Кто может поддержать данный законопроект сегодня? Только субъекты федерации, которые в недавнем прошлом непосредственно столкнулись с африканской чумой. А их не так уж много. По данным управления ветеринарии Воронежской области, с начала января вспышки АЧС были зарегистрированы в 10 областях. Максимум еще столько же регионов из числа тех, где африканская чума регистрировалась ранее, также поддержат этот проект. Но для основного количества субъектов РФ свиноводство не является знаковой отраслью экономики, а АЧС – серьезной угрозой, поэтому ожидать от них поддержки в этом вопросе опрометчиво.

«Ущербные» компенсации

Вопрос компенсации за отчуждаемое свинопоголовье, который можно было бы решить принятием этого закона, например, для Воронежской области, весьма и весьма актуальный. Как пояснили корреспонденту «Берега» в региональном департаменте аграрной политики, только в 2013 г. владельцам ЛПХ возмещен ущерб, понесенный в результате отчуждения живых свиней и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очага АЧС, в размере свыше 62 млн руб. Еще без малого 6 млн руб. казна выделила личным подсобным хозяйствам в 2014 г. при ликвидации очага АЧС в Аннинском районе. И это – без учета средств, ежегодно направляемых из бюджетов различных уровней в качестве государственной поддержки владельцев подворий.

Но даже эти суммы – сущие копейки по сравнению с тем ущербом, который приносит африканская чума свиноводству в целом. Ущербом, во многом определяемым отсутствием контроля ЛПХ со стороны надзорных органов.

Под текст

Еще полгода

С 20 марта начался 30­дневный отсчет для снятия карантина, объявленного в связи с недавней вспышкой африканской чумы свиней в Нижнедевицком районе. Карантин был объявлен во второй угрожаемой зоне, куда вошли территории Семилукского, Хохольского и Репьевского районов. Впрочем, в течение полугода после его снятия отсюда будет по­прежнему запрещен вывоз свиней и продуктов их убоя, не прошедших термическую обработку.

Субсидии на возмещение и компенсацию

ПО ИНФОРМАЦИИ департамента аграрной политики Воронежской области, основным видом государственной поддержки ЛПХ в рамках реализации мероприятий региональной госпрограммы «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка» является предоставление им субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам и займам на развитие собственной деятельности. Данная субсидия предоставляется в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент заключения кредитного договора, но не более фактических затрат по уплате процентов.

В 2014 году указанная субсидия предоставлена 852 владельцам личных подворий на общую сумму 8,45 млн руб.

В целях предотвращения заноса и распространения вируса АЧС на территории области, а также для реализации мероприятий по переходу ЛПХ на производство продукции альтернативных свиноводству видов животных, в 2014 году в области предоставлялись субсидии за счет средств регионального бюджета владельцам подворий на компенсацию части затрат за приобретенное маточное поголовье крупного рогатого скота. Эту субсидию получили в 2014 году 147 граждан на общую сумму 5,4 млн руб.

Перечисленные меры государственной поддержки личных подсобных хозяйств населения осуществляются и в 2015 году.

Контекст

Сергей ДАНКВЕРТ, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

- Личные подсобные хозяйства у нас выпали из числа объектов, проверяемых государством – такой ситуации нет ни в одной развитой стране. Почему выпали? Просто у нас было рвение показать излишнюю демократию в России. Показали – и в результате у нас нет законодательно прописанных рамок, в которых могут развиваться эти хозяйства. В ЛПХ даже никто не может зайти с проверкой – о каком контроле можно говорить!