Газета,
которая объединяет

Удержать импульс свободы

Воронежский галерист – о проблемах и возможностях современного искусства
Рубрика: от
Автор:

Не так давно галерея современного искусства «ХЛАМ» представила на зрительский суд выставку под симптоматичным названием «Воронежский паблик арт: «Незаметное ЛеГоГо».

О чем выставка? И зачем показывать ее широкому кругу зрителей? Всяк, увидевший предложенное зрелище, имеет право ответить на эти и им подобные вопросы сообразно собственным представлениям о прекрасном. Но, надеюсь, мнение директора галереи Алексея Горбунова будет интересным не мне одной…

Вне замкнутых площадок

– Арт-группа «Незаметное ЛеГоГо» была создана в Воронеже в 2007 году Егором Астапченко и Евгением Игуменовым, – для начала напомнил Алексей Юрьевич.  – Основной сферой деятельности значилось проведение художественных акций в пустующих городских пространствах и создание короткометражных фильмов. Выставка же в «ХЛАМе» – не только знак внимания к странице истории современного искусства в Воронеже. Просто существует интерес к вспышкам свободного. Как это происходит? И почему вспышки часто гаснут, не превратившись в нечто большее?.. Так или иначе, художественные акции «Незаметного ЛеГоГо» в Воронеже – красноречивое напоминание о возможности существования свободного искусства вне квартир и замкнутых площадок. В городе, где паблик арт практически так и не возник.

– То есть вас интересуют сами поползновения: как из ничего возникает порыв к свободному?

– Да. Посмотрим на Егора Астапченко. 2004: неформальная музыка, участие в музыкальных группах. 2005: привычное течение учебного процесса российского художественного образования и вдруг – квартирник со слайдами, где нацарапаны тексты Хармса. С большим количеством полиэтилена. В присутствии на вечеринке будущего члена художественной группы «-ся» и будущего же оперного певца Кости Мошкина, художника Вани Горшкова. 2006: учебные плановые поездки в Москву – посещение общепринятых музеев. И вдруг, тут же, на экскурсии – самостоятельный прыжок в сторону: поход на выставку номинантов премии Кандинского. А в следующий раз – посещение первых выставок на Винзаводе.

Егор и его команда

– На первый взгляд – едва ли не обычный путь творческого юноши, обдумывающего житье…

– Да, теперь – тем же обычным путем – Евгений Игуменов. 2007: общие с Егором пристрастия в области музыки. У Егора рождается идея фильма и написания сценария, начинается совместная с Евгением работа. Ее результат – фильмы «Фильтр», «Обесценивание», «Последовательность», выходящие, начиная все с того же 2007-го, ежегодно. Дальше – художественные акции в городских пространствах, организовывать которые активно помогает Марина Демченко. Возникают произведения уличного искусства «Сложение единиц» в парке «Динамо», «Окраска оранжевым» на песчаном берегу водохранилища в районе моста, «Расстояние» на верхнем ярусе Северного моста.

– И что здесь интересного?

– Интересен вектор независимости и безрассудства. Интересно бескорыстное создание нового в городе, инстинктивный протест против банального во внешнем облике этого города. Важно отсутствие серьезности и всякого рода напыщенности по отношению к себе. И Евгений Игуменов, и Марина Демченко признают значение для себя тех двух лет, влияние на их личности Егора, заразительность его порывов, внимание к абсурдности мира.

В ожидании инопланетян

– Получается, именно на внимании к абсурдности настаивает выставка?

– Важны демонстрация и рассказы о проблесках свободы в искусстве городской среды. И здесь – те же самые вопросы: почему такие импульсы вязнут и улетучиваются?

– И почему же, по-вашему?

– Дело, конечно, не только во взрослении художников, возникновении у них семей. Дело в отсутствии запроса и желания горожан стряхнуть дремоту. Мы спим, и ответственные «комиссии» способствуют этому сну: утверждают установку в центре города фигур красивых белокурых десантников и тел различных знаменитостей. А не хотите ли «женщину, покачивающуюся на надувном матраце», «голову Льва Толстого»? И «лодочку-любовь» – группу скульптур-буйков, расположенных вдоль набережной на водной глади воронежского водохранилища, городскую достопримечательность под названием «Регата»? А большие, белые, относительно бесформенные «сахарные головы» на длинных тонких шестах на лужайке перед Рамонским замком? А условно-экспрессивный «трамвай-фантом» где-нибудь у Северного моста на фрагментах оставшихся рельсов – «фантом», напоминающий воронежцам об утраченном транспорте? А группу цветных разнокалиберных антенн на Машмете, образующих «Станцию приема НЛО» и означающих, что город к повторному прилету инопланетян готов?.. «Комиссии» скажут «нет» и сошлются, конечно, на народ. А ведь народ-то «искусство комиссий» терпит десятилетиями. И как поступает? Обходит улицы с изваяниями стороной или перестает замечать последние.

Следы фестивалей

– Ну, со временем привыкнуть можно ко всему, и к любой небывалости – тоже…

– Даже если и так, то почему, скажем, настолько унылы и бесперспективны воронежские фестивали уличного искусства? Может быть, в том числе и потому, что художественные работы и мероприятия утверждаются сложившейся группой людей – не только пожилых, но и, что удивительно, молодых? О чем эти люди себя спрашивают, утверждая то или иное творение? Они спрашивают – а что это символизирует? Несет ли духовность? И на стенах воронежских домов остаются следы таких фестивалей: охотничьи собаки, богатыри в шлемах и молодые люди, держащие путь в завтра. Символизирующие собак, богатырей и водителей... А Егор Астапченко в 2011 году предложил украсить длинные серые заборы индустриальных районов города изображениями бесконечно кувыркающегося стула. Что символизирует такой стул? Понятия не имею. Но предложение «рассматривали» не в Воронеже, и этот проект легко попал в знаменитую екатеринбургско-пермскую Программу паблик арт «Длинные истории» (на заборах), берущую начало на заре нулевых.

– Так о чем, если закольцевать наш разговор, обсуждаемая выставка в ХЛАМе?

– Это выставка-вопрос: можно ли удержать в себе импульс свободы? И научиться радоваться новому и свободному на улицах нашего города…