Газета,
которая объединяет

Селфи вместо любви

Рубрика: от
Автор:

Недавно приезжал приятель из Питера. Встретил я его на вокзале, прыгнули в машину, поехали домой. По дороге, естественно, он все интересовался – как дела и что нового. На одну из реплик я на автомате ввернул: «Фиг его знает». Что вызвало у человека плохо скрываемый смех.

На мое удивление тому, что вполне безобидный «фиг» задел тонкую петербургскую душу, приятель пояснил: реакцию спровоцировало раскатистое «х» в конце слова. Что по нормам русского языка, конечно, недопустимо. А вот по нормам воронежским – ничего особенного. У нас «все так говорят». И местный выговор – еще не самая большая беда.

По моим наблюдениям, «провинциальный» стиль ведения беседы, широко распространенный в столице Черноземья, делится на два типа, внешне противоположных. Первый – понятно, «стиль рабочих окраин», которые в Воронеже никак не утратят своего колорита. Ушатанные алкоголем (а иногда и наркотиками) ребята и девчата излагают несложные мысли, как правило, с помощью несложных же словосочетаний, скрепляя те между собой посредством общеизвестных матерных «терминов». Тема разговора значения не имеет. То, что у вольного или невольного свидетеля таких диалогов «уши вянут» – полбеды по сравнению с тем, что понять «златоустов» зачастую в принципе невозможно. Да и желания нет: нормальным людям эти пламенные матюки справедливо кажутся набором омерзительных звуков, не несущих никакой смысловой нагрузки. Но контактировать с подобными личностями приходится то и дело: не в джунглях живем…

Второй «ахтунг-стиль» внешне более благообразен, но воспринимается он не менее тягостно. Условно его можно обозначить как «профессорский». Впрочем, такая метафора – не более чем для понимания сути. Сами-то профессора – граждане, в большинстве своем, интеллигентные. Следовательно, обладающие чувствами стиля, меры и пониманием здоровых принципов общения. А вот те «умники», которые пытаются «закосить под интеллигентов», убивая окружающих чувством собственного величия и пафосностью, берегов не видят. Элементарное явление они описывают в стиле инструкции по работе большого адронного коллайдера. Опомнитесь, любители пустопорожних изворотов! А также те, кто не к месту использует аббревиатуры! Да, в деловых бумагах без них не обойтись – краткости ради, прежде всего. Но когда я, как журналист, непременно должен вставить в материал какое-нибудь МУДО (муниципальное учреждение дополнительного образования, если что), тут уж хваленая краткость авторов сокращения – вряд ли сестра таланта.

Интересно обратить внимание не только на стили, но и на отдельные слова, востребованные и популярные в наших краях. Одна из главных поисковых Интернет-систем недавно опубликовала статистику, согласно которой воронежские пользователи чаще всего в прошлом году искали «Smart TV», «аутизм» и «рентабельность». В общероссийских топах этих терминов нет. А в декабре жители нашего региона массово перекинулись на экономические термины: «ключевая ставка», «девальвация», «деноминация», «дефолт». Да уж, когда наступает девальвация – от Smart TV многим приходится отказываться… Любопытно и то, что в общероссийском поиске-2014 впервые за пять лет слово «любовь» уступило лидерство слову «селфи». Модным сегодня англицизмом обозначают самопальную фотку с собой, любимым, в главной роли. Из чего можно сделать вывод, что «любовью» теперь интересуются значительно меньше, чем самолюбованием. Тренд, не иначе…

Если говорить о хорошем, то, безусловно, положительное воздействие на «воронежскую лингвистику» оказывают многочисленные культурные мероприятия, которые в последние годы активно у нас проходят. Концерты, фестивали, творческие встречи топ-уровня напрямую способствуют тому, что воронежский народ в манерах говорить и одеваться уверенно приближается к столичному. Наши земляки смотрят на умных и авторитетных гостей – и (возможно, подсознательно) начинают копировать их манеру поведения и внешний вид. Работает принцип «снежного кома»: чем больше воспитанных, обладающих вкусом людей появляется вокруг нас – тем быстрее и естественнее меняемся мы сами. А с учетом того, что Воронеж, кто бы что ни говорил, и сам по себе город весьма продвинутый – стоит, безусловно, поприветствовать намерения местных властей отправить в этом году профессиональный культурный «десант» в область. Глядишь, и в глубинке народ приобщится к образцам «разумного, доброго, вечного». И самой большой проблемой воронежской словесности останется глухой звук «х» вместо звонкого «к» в конце слов…