Газета,
которая объединяет

Без права на вход

Кто и как заменит нам поставки продовольствия из Европы
Рубрика: от
Автор:

Даже в случае отмены продуктового эмбарго из стран Евросоюза, на отечественный рынок сможет вернуться не более 30% их производителей, работавших здесь ранее. Такое мнение высказал руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт в ходе пресс-конференции, прошедшей в минувшую пятницу в Воронеже.

В мероприятии также участвовали руководитель регионального управления ведомства Иван Дубовской и руководитель управления ветеринарии Воронежской области Сергей Капустин.

Мясо и яйца для Ирана

В Воронеж руководитель приехал, чтобы подвести итоги работы за 2014 г. территориальных управлений, входящих в ЦФО. Как сообщил впоследствии сайт ведомства, «мероприятие носило характер жесткой критики», однако во время встречи с журналистами Сергей Алексеевич предпочел не вдаваться в особенности прошедшего совещания.

Зато весьма охотно ответил руководитель на вопросы, касающиеся экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции. В частности, журналисты узнали о том, что со дня на день в Россию будет, скорее всего, запрещен импорт канадского скота – по причине распространения в этой стране коровьего бешенства. Однако вновь будут разрешены поставки яблок из Молдовы – с фитосанитарной службой этого государства достигнуты соответствующие договоренности. Кроме того, Сергей Данкверт анонсировал начало поставок продукции отечественного аграрного производства в Иран – власти исламского государства заинтересованы в приобретении у России мясных продуктов и куриных яиц.

Вместо Европы – Закавказье

Ответил Сергей Алексеевич и на ряд вопросов, касающихся импорта в Россию определенных видов европейской сельскохозяйственной продукции, не попавших под «продуктовое эмбарго». Сегодня, по словам руководителя, решаются технические вопросы по их адаптации к требованиям российского законодательства, чтобы увеличить объемы поставок из Германии, Франции и еще ряда стран. Но, разумеется, был обсужден и вопрос продуктов, попавших под данные ограничительные меры.

По мнению Сергея Данкверта, россияне не только не пострадали от их введения, но в перспективе даже и выиграли.

– Переживали по поводу отсутствия норвежского лосося – в результате магазины завалены лососем из Армении и Грузии, – поясняет Сергей Алексеевич. – Морепродукты и рыба идут из Ирана, сыры – из Аргентины, масло – из Уругвая. Мы диверсифицируем поставки, выбор становится больше, соответственно, цена начинает снижаться.

А вот кто, несомненно, потеряет от введения «продуктового эмбарго», так это производители Евросоюза.

– После того как ограничения будут сняты, все предприятия встанут в очередь, и мы будем «открывать» их для поставок в Россию только после тщательных проверок, – говорит руководитель. – Можно сказать, что вернутся на наш рынок лишь процентов 20-30 из тех, кто поставлял нам продукты ранее.

В Европе, уверен Сергей Данкверт, к наложенным Россией ограничениям относятся достаточно болезненно. Косвенно об этом свидетельствует настоящий вал контрабандной продукции, которую пытаются ввезти из ЕС в нашу страну – причем не только по «серым» транзитным схемам через Белоруссию. Пробуют ввезти мясо целыми контейнерами, промаркированными как строительные материалы или бетонные смеси.

Чума: «дикая» и «домашняя»

Естественно, в ходе пресс-конференции был затронут и вопрос распространения африканской чумы свиней на территории Воронежской области.

Как сказал Сергей Данкверт, в Орловской области, откуда на местные площадки ГК «Черкизово» в конце прошлого года завезли больное поголовье, возбуждено три уголовных дела против конкретных руководителей и ветеринаров, допустивших преступную халатность. Но, по словам руководителя Управления Россельхознадзора по Воронежской области Ивана Дубовского, проблемы вскрылись и на местных площадках группы компаний: на значительное количество свинопоголовья приходилось только два ветеринарных врача.

По словам руководителя регионального управления ветеринарии Сергея Капустина, основная угроза распространения АЧС сегодня идет от дикой фауны и свиней из личных подсобных хозяйств. Численность дикого кабана в регионе была значительно снижена, но организовать соответствующие мероприятия, например, в Воронежском биосферном заповеднике сейчас невозможно – а здесь обитает половина от всей численности этих животных на территории области.

Сергей Данкверт также отметил особенности федерального законодательства, чрезмерно защищающего интересы частных подворий, и поддержал законодательную инициативу депутатов Воронежской областной Думы, касающуюся требования регистрации домашних свиней в муниципалитетах с последующим обязательным взаимодействием с ветеринарной службой.