Газета,
которая объединяет

Вот вам и «с Новым годом»!

Рубрика: Колумнистика№ 145 (1860) от
Автор: Юрий Бабаян

На днях Совет Федерации подготовил для россиян своеобразный «новогодний подарок». Сенаторы единогласно поддержали принятый незадолго до этого Госдумой Федеральный Закон «О банкротстве физических лиц». Эксперты предупреждают: уже в первый год его действия под положения закона может попасть до 2 млн россиян.

Над кем может нависнуть угроза признания банкротом? Над любым человеком, чья задолженность превышает 500 тыс. руб. и кто не имеет возможности ее погашения. Причем, заявить в суд о банкротстве сможет как сам заемщик, так и уполномоченный орган. А потом начнется «веселая» процедура, при которой физлицу суд предоставит максимум три года для расчетов с кредиторами. И не просто даст время и потребует от кредиторов провести реструктуризацию задолженности, но еще и наложит на потенциального банкрота ряд ограничений.

Человеку, например, в этот промежуток времени нельзя будет самостоятельно совершать сделки, открывать счета в банке, ему могут запретить выезд за пределы Российской Федерации, и т. д. То есть, по факту, контроль над должником будет даже более строгим, чем над условно осужденным. У последнего хотя бы никто не спросит, на какие деньги он купил жене шубу, а тут не то, что шубу – банальный пуховик не купишь без соответствующего разрешения. Хоть в фуфайке ходи, но план реструктуризации выполняй.

Впрочем, это даже – не худший вариант. Он светит только тем россиянам, которые хоть и попали в неприятную ситуацию, но имеют источник дохода и сугубо теоретически в состоянии расплатиться по долгам. Куда хуже станет тем, у кого этого источника не будет обнаружено. Их ждет самое настоящее банкротство с реализацией имущества для расчетов с кредиторами. Если имущества не хватит для покрытия полной суммы, оставшаяся задолженность «сгорит». Учитывая, что под реализацию не подпадет единственное жилье заемщика, вариант, вроде, не так уж и плох. Однако законодатель наложил на банкрота ограничения. В течение пяти лет после завершения процедуры предприниматель не сможет начать новый бизнес, а гражданам практически перекроют доступ к банковским кредитам.

На федеральном уровне необходимость принятия этого закона объясняют опасениями по поводу грядущего роста просроченной задолженности перед банками в связи с ожидающимся резким снижением уровня жизни населения. Вслух чиновники и депутаты говорят о том, что у людей появится возможность решить с помощью закона свои финансовые проблемы, про себя же полагают, что население испугается банкротства и изыщет резервы для расчетов по взятым на себя денежным обязательствам. Но отдельные эксперты уверены: закон «О банкротстве физических лиц» уже завтра может стать основой для создания целой сети мошеннических схем. Схем, по которым будут обнуляться колоссальные суммы кредитов, выданных обеспеченным заемщикам, чье имущество, однако, таинственным образом окажется записано на их друзей и родственников. Схем, в которых не последнюю роль станут играть рядовые сотрудники банков­-потенциальных жертв подобных афер.

Ведь мотивации к поиску средств для расчетов у тех, кого признают банкротом, уже не будет. Долги обнулились – и о них можно забыть. Сформирует ли такая схема финансовую ответственность у россиян? Вряд ли.

Вообще, в мире существует целый ряд подходов к банкротству физических лиц. В отдельных странах, например, долги банкрота совсем не обнуляются, а замораживаются. И государственные структуры отслеживают, когда у должника появляется теоретическая возможность погасить их. Человек уже и не ждет, а тут – раз, пришли приставы, да предъявили требование. Правда, «не ждет» тут говорить некорректно. Должен ждать, поэтому что необходимо сто раз просчитать свои возможности, прежде чем, например, ввязаться в крупный кредит.

В России, кстати, до XIX в. была традиция увода людей за долги в «рабство» – пока тот не отработает имеющуюся задолженность. Сейчас, конечно, время несколько иное, но некоторые моменты той системы после модернизации можно было бы внедрить и сегодня. Например, ввести для таких людей обязательную трудовую повинность с удержанием части зарплаты в пользу кредиторов до полного погашения долга. Ну и уголовную ответственность – за уклонение от несения этой повинности – чтоб желания схитрить не возникало.

Подобная схема могла бы исключить любые мошеннические механизмы, и почему законодатель не решился к ней прибегнуть – не совсем понятно.

Впрочем, закона даже в том виде, в котором он принят, пока бояться не стоит – заработает он только с 1 июля 2015 г. Поэтому тем, кто понимает, что над ним сгущаются тучи, нужно именно сейчас подумать, следует ли приобретать жене норковую шубу или новый «Лексус».

В конце концов, и повод имеется: Новый год, как­-никак, на носу…