Газета,
которая объединяет

Всего и надо, что вглядеться

Камерный театр открыл вторую художественную галерею
Рубрика: Культура№ 142 (1857) от
Автор: Оксана Мишина

Вслед за Галереей Гальперина, экспонаты которой не будут «покидать» раз и навсегда занятого пространства, в Камерном театре открыли вторую выставочную площадку – на цокольном этаже здания. Она станет принимать экспозиции сменные, показывая работы художников не только театральных, но – хороших и разных.

По словам художественного руководителя театра Михаила Бычкова, он, обдумывая концепцию функционирования новой галереи, изначально определился с несколькими конкретными авторами, чье творчество хотелось бы показать в воронежском Камерном. Имя Юрия Кононенко было в этом виртуальном списке обязательным.

Сибиряк, настырные они

Провидение распорядилось так, что показом работ этого мастера галерея и открылась. Михаил Бычков, выступивший на открытии вернисажа, подчеркнул: выставка «Юрий Кононенко. Живопись» представляет известного сценографа как живописца.

– Это именно живопись; работы, напрямую связанные с театром, здесь не представлены, – охарактеризовал экспонаты худрук. – Лично знаком с Юрием Кононенко я не был. И видел не так много спектаклей театра, в котором прошла большая часть его творческой жизни. Но я живу в театральном мире, где есть свои легендарные фигуры; Юрий Кононенко – одна из таких легенд.

Сценограф, живописец, керамист, поэт, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, Юрий Кононенко родился в Сибири в 1938 году. Там же вырос. В Воронеже никогда не жил, но чужим ему наш город не был: здесь поселились родители, сестра и брат мастера, которых художник часто навещал.

В 1970-м году Кононенко переехал в Москву. Работал в Малом театре, в Театре на Таганке, Театре имени Моссовета. Сотрудничал с режиссерами Юрием Любимовым, Леонидом Хейфецем, Михаилом Левитиным. А основная часть его театральной деятельности была связана с московским театром ОКОЛО дома Станиславского (главный режиссер Юрий Погребничко); там Кононенко, оформивший около трех десятков спектаклей, трудился главным художником до конца жизни.

Затягивают вглубь

Персональные выставки художника, которого не стало в 1995 году, прошли в городах России, Грузии, Финляндии, Швейцарии, Эстонии. Многократно участвовал Юрий Кононенко и в групповых выставках – в Москве, Лондоне, Загребе, Цюрихе, Риме, Вене, Стамбуле, Эрфурте. Его работы находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Новосибирска, в государственных музеях Загреба, Мадрида, Копенгагена. Хранят произведения мастера и многочисленные частные собрания Европы и США.

В Воронеж работы прибыли, благодаря вдове художника Татьяне Кононенко: она предоставила картины, помогла организовать выставку. Взяв слово на ее открытии, Татьяна предложила зрителю подольше, пристально рассматривать картины супруга – они не очень просты для восприятия. Много смыслов, много срезов. А главное – картины, по мнению Татьяны, как бы «затягивают» вглубь изображения человека, на них смотрящего. «Всего и надо, что вглядеться, Боже мой…»

Со всей, однако, определенностью ясно, что художник и в «автономной» живописи оставался человеком театра. Его привлекали нетривиальные образы, персонифицированные – вплоть до конкретного лица, пусть и фантазийного – символы, деформированная пластика, неожиданные метафоры. Глядя на творения Кононенко, кажется, что их персонажи властвовали над своим создателем, а не наоборот – настолько они самодостаточны.

Перемены к лучшему

Вдова художника призналась, что привести работы мужа в Воронеж ей приятно не только потому, что Камерный театр проявил к ним такое внимание. Сам город ее очень впечатлил – настолько изменился за последние годы в лучшую сторону.

– Я раньше, особенно в советское время, приезжала в Воронеж довольно часто, тут родственники Юры жили, – вспоминала Татьяна. – И всегда от города оставалось ощущение чего-то глухого, непроходимо провинциального; то, что тут произойдут какие-то позитивные перемены, предположить было трудно. А сейчас я вижу, что они – произошли; город активно меняется – и это очень заметно.

Обрисовывая перспективы работы новой галереи, Михаил Бычков рассказал, что, возможно, со временем выставочная политика обретет жесткие принципы, выстроится в какую-то четкую линию. Но для этого должны воплотиться в жизнь все задумки по окончательному обустройству здания (театральное кафе, к примеру, планируется открыть не только для зрителей Камерного – для всех желающих) – тогда концы с концами сойдутся. И посещать галерею сможет любой человек «со стороны». Пока же «доступ» туда разрешен людям, приходящим на спектакль или театральные читки; с выставкой можно познакомиться «в привязке» к этим событиям. Проработает она по 23 января.