Газета,
которая объединяет

Делайте свои ставки!

Рубрика: от
Автор:

Человеку, хоть немного разбирающемуся в финансах, сегодня читать новости валютного рынка – опасно для здоровья. Рублевые суммы, в которые оцениваются доллары и евро, уже не поддаются адекватному восприятию, а любой простейший прогноз развития ситуации способен ввести в уныние даже заядлого оптимиста.

Например, повышение на прошлой неделе Центробанком ключевой ставки – казалось бы, какое простым смертным до этого дело? Однако – самое прямое. Что такое ключевая ставка вообще? Это – процент, под который ЦБ кредитует коммерческие финансово-­кредитные организации. С 12 декабря он составляет 10,5% (что на 5% выше, чем год назад). То есть, переводя на язык, понятный большинству, заемные деньги сегодня стоят для коммерческих банков примерно в два раза дороже, чем в конце 2013 года. Это означает, прежде всего, то, что банковские услуги для бизнеса и населения тоже становятся все дороже.

Есть в этом и определенный плюс – в виде роста процентных ставок по банковским депозитам. К началу декабря, например, Сбербанк уже повысил среднюю ставку здесь более чем на 2%, а такие действия крупнейшей отечественной финансово-­кредитной организации всегда ведут к цепной реакции в банковской среде. Эксперты полагают, что в последние дни 2014 г. на депозитах можно будет «заработать» в районе 14­-15% в год.

Однако есть и масса минусов – например, удорожание кредитов для частных и корпоративных клиентов. В случае с корпоративными тоже нельзя говорить о том, что простого населения данный факт не коснется. Коснется, и еще как! Особенно – если население ждет-­не дождется реализации какого­-либо масштабного инвестиционного проекта с участием банковских средств на своей территории. Потому что, скорее всего, еще некоторое время не дождется.

Успела серьезно вырасти и ставка по очень популярным сегодня ипотечным кредитам – в среднем она уже составляет 14%. На рынке недвижимости пока эта ситуация не дает свершиться падению: население, имеющее возможности заключить ипотечный кредит, пытается вскочить на подножку уходящего поезда, приобретая недвижимость с помощью банковских ресурсов – пока они еще относительно доступны. И правильно делает, ведь, по оценке аналитиков, в 2015 году ставка по данному типу кредитов может достичь уже 16%.

Схожая ситуация происходит и на рынке продаж автомобилей. В воронежских автосалонах отмечают небывалый рост продаж в последние дни именно дорогих машин, стоимостью от 1 млн руб. Учитывая импортную сборку и полную зависимость стоимости от курса рубля, дешеветь в ближайшее время они явно не будут.

Впрочем, это имеет и некоторые плюсы. Относительные, конечно. Так, самая популярная сегодня модель АвтоВАЗа Lada Granta стала шестым по дешевизне автомобилем в мире. Правда, если кто­-то и получит от этого факта плюс, то только менеджмент самого АвтоВАЗа – за счет наращивания экспорта. Для россиян же стоимость машины все равно будет расти по причине дальнейшего падения рубля.

И все же данный позитив для производителя – скорее, иллюзорный. Реальные же плюсы от ситуации если кто и получит, то, опять же, банки, умеющие ловко работать на валютном рынке. Например, за счет предложения спецусловий для клиентов, желающих купить или продать сразу крупные суммы – от 20 тыс. долларов. Или – выставляя собственные курсы с «дельтой» между продажей и покупкой в 5­-6 руб., хотя еще недавно она практически никогда и до рубля-­то не дотягивала. Но винить банкиров поголовно во всех бедах я бы не стал – в конце концов, маржа, получаемая на операциях с долларом и евро, отчасти покрывает рост ставок по рублевым кредитам, которые дорожают все же не столь стремительно, как иностранная валюта.

Хотя согласятся со мной не все. Например, точно не согласятся участники прошедшего на днях в Москве митинга заемщиков валютной ипотеки, возмущенные ростом стоимости доллара и евро и, соответственно, их долга перед финансово-­кредитными организациями. Впрочем, и тут, пожалуй, не все так однозначно. Люди, в свое время получившие низкий процент по кредиту за счет высоких рисков, связанных со стоимостью валюты, по идее, должны были понимать, что такая ситуация может произойти. Так что сегодня требовать какого­-либо рефинансирования они не имеют даже морального права. Как говорится, проиграл – так проиграл.

Однако, если смотреть на отечественную финансовую ситуацию глобально, то проигравшими оказываются, к сожалению, все: и банкиры, и производители, и заемщики, и люди, не связанные непосредственно с банками. Так не пора ли государству наконец признать, что экономический кризис, которым так пугали скептики в течение последних лет, все же пришел на российскую землю? Это было бы честно…