Газета,
которая объединяет

Не оставляйте стараний, маэстро

Дирижер Юрий Андросов – о настоящей цели, вере в себя и работе на публику
Рубрика: Культура№ 138 (1853) от

Трехчасовым концертом с участием известной пианистки Марии Меерович, выдающегося трубача Сергея Накарякова, особо одаренных юных музыкантов и великолепно играющих симфоджаз братьев Андрея и Михаила Ивановых Воронежский Молодежный симфонический оркестр отметил свое десятилетие.

О том, какими были эти годы, читателям «Берега» рассказал художественный руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный артист России Юрий Андросов.

Мечты сбываются

– Юрий Семенович, 10 лет назад вместе с директором оркестра Верой Борисовной Гусевой вы строили планы, можно сказать, воображали будущее вашего проекта. Насколько мечты совпали с реальностью?

– Неожиданностей было очень много, конечно. И не всегда приятных. Бывало, что и руки опускались. Но, тем не менее, мысли, как показывает практика, материализуются. То, что мы хотели получить, слава Богу, постепенно воплощается в реальность. Я думаю, что в правде все-таки сила. Как говорят – нужна правда. Если ты честно работаешь, если дело, которым занимаешься и которое стараешься пропагандировать, настоящее – оно нужно людям. Нужно городу, нужно области...

– То есть, если ты подменами не занимаешься, одно за другое не выдаешь?

– Да. И честно делаешь работу. И у тебя есть ресурсы профессиональные и талант. И все силы ты этому отдаешь. То цель, которую ты поставил, становится достижимой. Несмотря на очень большие трудности, мечты воплощаются.

– Иными словами, в любой деятельности должна быть высокая цель?

– Она должна быть настоящей. И выполнимой. И ты должен в это верить.

– Я имею в виду – в духовном смысле высокая. То есть не деньги заработать, а...

– Что касается денег, то уже всем понятно, что заработать деньги или еще какие-то блага – цель, достигая которой человек не может всего себя выложить. И расти он не может, все равно где-то остановится. А вот более высокая цель, которая на долгое время – на века, может быть, даже – это такая настоящая цель. Когда человек делает настоящее дело, он способен преодолеть себя. Есть такая мысль: когда ты делаешь больше, чем можешь, как раз тогда себя и реализуешь. Вот как раз настоящие цели и позволяют человеку сделать больше, чем он может.

– Воронежский Молодежный симфонический оркестр фактически стал первым такого рода коллективом в России. Если бы к вам сегодня обратились люди, которые хотят создать нечто подобное, от каких ошибок вы бы их предостерегли?

– Не сделав ошибок, вы не достигнете ничего. Все равно ошибки будут; не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому я бы не стал предостерегать от ошибок. А сказал бы другое: «Верите в свое дело? Нужное дело? Идите вперед и не сомневайтесь!»

Выбор Мацуева

– Юбилейный концерт оркестра назывался «От классики до симфоджаза». Это не просто слова, а, по сути, программная установка прошедших 10-ти лет. Что и с кем только не играл Воронежский молодежный симфонический оркестр! Это Екатерина Мечетина, Денис Мацуев, Аркадий Шилклопер, Сергей Накаряков, Фридрих Липс, группа «Лойко», Граф Муржа. А еще были российская премьера оратории Гайдна «Сотворение мира», программа японской музыки и сотрудничество с композитором и дирижером Мичиеши Иноуэ. Оркестр играл Шостаковича перед Мстиславом Ростроповичем. И это далеко не все. А какой вектор вы наметили на второе десятилетие?

– Наше кредо остается прежним. Это, если сжато выразить – классика, и не только. То есть мы стараемся работать если не во всех, то во многих жанрах. Конечно, это и классика, и современная музыка. Это джаз, и даже цыганская музыка. И народная музыка. Если говорить о новом – в этом сезоне появились «Сказки с оркестром». Не наше изобретение. С таким жанром мы и раньше соприкасались, но сейчас это делаем уже в абонементе и со звездами. И артисты замечательные, и жанр замечательный – синтез литературы и музыки. Хотели бы к этому еще и видеоряд прибавить. Если хватит технических ресурсов – прибавим; будет еще интереснее. Это невероятный жанр. Нам очень нравится, публике, по-моему, тоже. На последней сказке, где Евгения Добровольская читала «Маленького принца», ближе к финалу люди просто плакали.

– Вы часто играете со звездами. У молодых оркестрантов не случается «звездной болезни»? Ну, типа – кто мне тут указ, когда я с Мацуевым уже три раза играл?..

– Нет, я этого не замечал, и слава Богу. Вы знаете, у нас атмосфера другая. Во-первых, нам очень везет со звездами. Они ведь тоже разные бывают. Все, с кем мы работали до сих пор – очень приличные люди. Замечательные. Взять хотя бы Дениса Мацуева. Это уникальный человек. Открытая душа. Когда он первый раз к нам приехал, получилось так, что наш концерт совпал с концертом Пасхального фестиваля. Прямо день в день. Час в час. Гергиев хотел играть с Мацуевым. А Мацуев раньше обещал нам. Но до этого он с нами никогда не играл, оркестр наш никогда не слышал. И Денис – мировая звезда! – принимает решение играть не с оркестром Мариинского театра, а с нами! В рамках одного концерта! Это уникальный случай: выбор в нашу пользу между одним из лучших оркестров мира во главе с Гергиевым – и молодежным оркестром, который здесь далеко не всеми признавался. Конечно, во многом это случилось благодаря административным талантам директора оркестра Веры Борисовны Гусевой. Это очень сложно было сделать. Ну и спасибо, конечно, большое Денису и маэстро Гергиеву за великодушие – замечательные люди, которые действительно хотят, чтобы в стране что-то развивалось хорошее. И чтобы это хорошее не убивалось.

Работа на публику

– Структура коллектива строилась так: взрослые музыканты, педагоги-наставники, сидят вместе с ребятами в оркестре. Среди которых – и выпускники, и учащиеся музыкальных наших заведений. На данный момент кого в оркестре больше – сегодняшних студентов или тех, кто был студентом 10 лет назад?

– Мы стараемся, конечно, использовать по максимуму студентов. Разных студентов – академии, колледжей и так далее. Самых маленьких, самых начинающих. Плюс к этому, конечно, молодые музыканты, которые уже закончили учебу, но остались в городе. Есть и немолодые музыканты, потому что начинающим надо у кого-то учиться. Ну, и есть у нас дефицит некоторых профессий. Не только в городе, но вообще в стране. Это валторны, гобои, альты, контрабасы, можно еще перечислять. Пока с этим плохо объективно. К сожалению. Еще и по этой причине мы вынуждены кого-то приглашать. Иногда из других городов. Но, при всем при том, наш коллектив на 80 процентов – молодые музыканты и студенты. И мы стараемся этот процент увеличивать.

– За прошедшие 10 лет на концертах Молодежного оркестра побывали сотни, если не тысячи, молодых людей – студенты, старшеклассники. Был даже специальный абонемент. Я убеждена, что многие из них в тот момент впервые услышали симфоническую музыку живьем. У вас есть ощущение, что за это время вы сформировали свою аудиторию? Кто сейчас приходит к вам в зал?

– Можно выделить два основных направления, в которых работает оркестр. Первое – воспитание молодых музыкантов – и как профессионалов, и как людей. Второе – работа с публикой. Этим занимается Вера Борисовна. Студенческий молодежный абонемент способствует привлечению новой публики – молодой. Я, честно говоря, боялся первого концерта: в зале – студенты немузыкальных вузов. Слушать им предстоит классику. Мало ли что в наше время может быть! Особенно 10 лет назад. Но, знаете, они остались довольны. И в конце стоя аплодировали. И если первый абонемент удалось распространить с трудом, то потом все, кто отказывались, сами стали просить. Но мы работаем не только с молодежной аудиторией. У нас публика другая, не филармоническая. Скажем, какое-то количество людей любит классическую музыку и каждую пятницу или субботу ходит в филармонию. Без чего уже не может жить. Эту публику я называю филармонической. Мы же задействовали еще и другую, огромную часть слушателей, которые никогда не ходили на концерты классической музыки. Предприятия различные, медицинские работники и так далее – мы эту публику привлекаем. И она идет!

Надежда РОГОТОВСКАЯ