Газета,
которая объединяет

В форме вечных вопрошаний

Воронеж познакомился с «Адвокатом философии»
Рубрика: от

«Философия – это интересно». Так называется серия, в которой вышла книга Владимира Варавы «Адвокат философии», недавно презентованная в Книжном клубе «Петровский».

Философия – это, действительно, интересно. Но – еще и жутко опасно. Опасно заниматься философией, опасно защищать ее. Тем более – не просто защищать, но принимать на себя такую официальную должность, как адвокат философии!

От любви до ненависти

Мы привыкли к тому, что философ должен любить философию по определению. А между тем философ может ее ненавидеть! Ненавидеть как любовницу, которая крадет мужчину из семьи и делает его жизнь невыносимой. Но в то же время только она дает человеку возможность жить далее и справляться с невыносимой тяжестью бытия. И при таком положении дел выступать адвокатом философии еще труднее. Потому что защищать то, что мы любим – легче, чем то, что и любим, и ненавидим одновременно.

Вообще-то невозможна никакая рецензия на «Адвоката философии», возможен только сам «Адвокат философии». Адвокат один – среди суда, как и философ – всегда один посреди мира. Мира, объяснить который – равно осудить его. Иное дело, что суд над миром никогда не заканчивается, и никакой окончательный приговор невозможен. Хотя такого приговора от философа требуют все: люди веры, люди науки, люди искусства и т.д. Все ждут от философа ответа, а он выдает новый вопрос.

Читаем в предисловии к книге: «Философия существует по преимуществу в форме вечных вопрошаний. Дело философии – спрашивать, пробуждая нравственную и интеллектуальную совесть живущих, не позволяя им окончательно впасть в спячку, которую провоцирует утвердительная убедительность разных ответов. Истина вопросов– вот истина философии».

Невозможна рецензия на «Адвоката философии» еще и потому, что этот текст располагает к свободному и самостоятельному мышлению. И, начиная писать о книге, я вдруг боковым зрением замечаю, что я пишу уже не о ней самой, но – по поводу книги. А в следующий момент – уже даже не по поводу книги, а по поводу вопросов, заданных в ней. А затем задаю новые вопросы, которые не прописаны в книге. Возникает даже такой: «А есть ли книга под названием «Адвокат философии»? Или это и не книга вовсе, а только некое единство высказанных вслух вопрошаний, которые существуют не в этом вот данном тексте, а вообще – где-то в мире?..»

Опасно для жизни

Книга Владимира Варавы написана в скандально непозволительной для сегодняшнего времени манере. В ней – ни одной ссылки. Согласитесь, очень странный адвокат, который обходится без свидетелей, намеренно ставит себя в невыгодное положение перед присяжными.

Оглавление книги – вполне самостоятельный текст, состоящий из вопросов. Даже бегло просмотрев его, замечаешь, что красной нитью в разных вариациях проходит вопрос «кто такой философ»? Названия глав: «Что мы делаем, когда философствуем?», «Что нужно для занятий философией?», «Где искать философию?», «Кого считать философом?» и т.д. И это неудивительно, ведь автор в начале книге пишет, что основной вопрос философии – это сама философия. Что вовсе не означает замыкания этой науки на себе самой, потому что: «Основной вопрос философии, будучи исключительно философским вопросом, в то же время есть основной жизненный вопрос». И поэтому вопрос «где искать философию?» не снимается. Да и надо ли ее искать? Не будет ли это себе дороже и хуже – найти философию? Не лучше ли прожить без нее? Варава пишет: «Философия – опасное для жизни занятие. Жить по канонам нормальной жизни можно, лишь не философствуя». Но далее: «Основной вопрос философии есть, поэтому, поскольку в своем философствовании человек попадает под собственное вопрошание». Человек не просто философствует на досуге, но сам вплетается в свою философию, которая и есть жизнь. Жизнь, которая зависит от философских вопросов, жизнь, поставленная под прицел философского вопроса. Жизнь, ставшая философски смертельно опасной. Жизнь, ставшая катастрофой, ужасом, каторгой, но освещенная философским светом, ослепляющим и, в то же время, озаряющим все вокруг, позволяющим увидеть мир вокруг – прекрасный, яростный, ускользающий…

Философия – это опасно. И даже более, чем можно себе представить. Но жить живой жизнью без этой опасной, восхитительной и чертовски-божественной вещи просто нельзя.

Андрей КОРОБОВ-ЛАТЫНЦЕВ