Газета,
которая объединяет

Юристы – вне политики

Чем занимается правовая служба муниципалитета
Рубрика: от
Автор:

Руководитель правового управления администрации-полпред главы Воронежа в гордуме Марина Плиева – человек в некотором роде уникальный. Она занимает руководящие посты в мэрии областного центра на протяжении уже более чем десяти лет, успев за это время поработать с тремя всенародно избранными градоначальниками.

Чем отличается работа при Александре Гусеве от работы, например, при Борисе Скрынникове? Каких результатов удалось добиться юристам мэрии при отстаивании интересов администрации в судах? Как подбирается штат сотрудников правового управления? Об этом и многом другом – наш разговор с Мариной Плиевой.

Чтобы суды не отвлекали

– Марина Васильевна, деятельность правовой службы, как правило, скрыта от глаз населения. Каковы основные полномочия возглавляемого вами подразделения?

– Правовая служба существовала в администрации всегда. Ведь главе города приходится подписывать большое количество нормативно-правовых актов, которые должны соответствовать федеральному и региональному законодательствам, а также ранее выпущенным местным актам. Понятно, что многие такие документы зарождаются в недрах профильных структурных подразделений мэрии, но итоговый вариант все равно готовим мы – чтобы соблюсти юридическую чистоту. Причем проверять приходится и документы, подготовленные в недрах не только администрации, но и Воронежской городской Думы – ведь мэр Воронежа одновременно является и главой города, соответственно, подписывает и решения органа представительной власти.

Для того, чтобы обеспечить уже упомянутую чистоту всех подписываемых главой города документов, на базе нашего управления проводится юридико-техническая, а также лингвистическая экспертиза нормативных актов. Это – наша новация, направленная на обеспечение абсолютной грамотности выпускаемых документов – не только правовой, но и языковой.

И естественно, юристы нашего управления занимаются представлением интересов администрации в судебных спорах, в которых мэрия выступает и как истец, и как ответчик, и как третье лицо.

– Какая деятельность сотрудников подразделения первична: по разработке нормативно-правовых актов или по представлению интересов города в суде?

– Конечно, по разработке документов. В идеале юристы мэрии вообще не должны ходить на судебные заседания, потому что судебных исков с участием органов муниципальной власти быть не должно. Но до идеала нам, к сожалению, пока что далеко. Однако мы стараемся снизить количество судебных процессов с участием администрации, и могу сказать, что у нас это получается.

– За счет чего?

– Тут есть разные механизмы. Например, в свое время большое количество исков к администрации появлялось по причине некорректных действий или бездействия отдельных чиновников. Они либо не отвечали на обращения людей, либо отвечали безграмотно, либо необоснованно отказывали в выдаче необходимой документации. Пришлось доводить информацию до руководителей первого уровня, проводить массу рабочих совещаний с руководителями уровня начальников отделов. Как результат – количество такого рода исков снизилось многократно.

Или была еще нелепая ситуация, когда иски на колоссальные суммы по оплате коммунальных услуг выставлялись нам нашими же муниципальными предприятиями. Мы провели полные расчеты, заключили договоры с управляющими компаниями, и в итоге там, где ранее суды назначали нам миллионные выплаты, стали назначать суммы в десятки раз меньшие – которые были реально подтверждены.

Вся эта работа, к слову, позволила не только разгрузить наших специалистов, но и сохранить немалые средства для бюджета городского округа.

От студента к специалисту

– Но для ее проведения, подозреваю, требуется немалый штат квалифицированных сотрудников…

– В правовом управлении сегодня трудится немногим более 40 человек – не считаю, что при тех задачах, что стоят перед нами, это – много. Поверьте, они загружены под завязку. Учитывая сложность и объем правовой базы, постоянные изменения федерального законодательства, все сотрудники распределены по отраслевым отделам. В структуре управления находятся отдел правовой работы в сфере ЖКХ; дорожного хозяйства и транспорта; градостроительства и имущественных отношений; бюджетных правоотношений и социальной политики; и отдел регистрации правовых актов. Сотрудники последнего, в частности, занимаются проведением юридико-технической и лингвистической экспертизы. На его базе мы одними из первых в Воронежской области ввели программный комплекс «АР муниципал», где ведем свой регистр муниципальных правовых актов.

К слову, на днях руководитель правового управления правительства Воронежской области Валерий Карташов обратился с письмом на имя главы Воронежа Александра Гусева с просьбой премировать ко Дню юриста (отмечался в среду – прим. ред.) сотрудников отдела регистрации правовых актов – как раз за внедрение этого комплекса. Для меня как руководителя это очень приятно.

– 40 человек – это уже достаточный штат для того, чтобы столк­нуться с кадровым дефицитом. Или для органов власти подобные проблемы несвойственны?

– Кто вам такое сказал?! В Воронеже хватает качественных юристов, но, к сожалению, специалистов в муниципальном праве не так много. Поэтому приходится искать различные способы для привлечения грамотных сотрудников.

Например, мы активно работаем с Воронежским государственным университетом, который направляет к нам на практику студентов кафедры конституционного права России и зарубежных стран, а также административного и муниципального права. И, скажу честно, нередко бывало так, что если я видела знающего и толкового студента, проявлявшего истинный интерес к работе, то впоследствии приглашала его к нам в управление. Однако в связи с тем, что в настоящее время изменилось законодательство о муниципальной службе, принимать на работу сотрудников мы имеем право только на конкурсной основе.

– И как вы выходите из ситуации?

– Сейчас в администрации города формируется кадровый резерв. Соответственно, сотрудники в различные структурные подразделения, в том числе, и в правовое управление, могут быть приняты на работу именно по результатам включения в кадровый резерв администрации.

Во избежание бурных реакций

– Марина Васильевна, кроме руководства непосредственно правовым управлением, вы еще – полномочный представитель главы города в Воронежской городской Думе. Как лично вы оцените эту должность: как административно-юридическую или как политическую?

– Здесь, наверное, хватает и того, и другого. Мы должны готовить целую массу документов, чтобы выносить необходимые вопросы на каждую сессию. Для этого взаимодействуем с профильными комиссиями Думы, ее структурными подразделениями, проводим большую работу технического характера. Но иногда, не скрою, приходится заниматься и околополитической работой. Например, когда нужно, снять какой-то вопрос с рассмотрения – если он недостаточно проработан в комиссиях, а я вижу: его обсуждение может вызвать слишком бурную реакцию. Если для администрации его рассмотрение здесь и сейчас не так важно, то я его сниму с повестки.

– Вы поработали с тремя всенародно избранными мэрами, каждый из которых имел разный уровень личной политизированности…

– Знаете, я благодарна всем руководителям, под чьим началом работала. Я почерпнула очень многое и у Бориса Михайловича Скрынникова, и у Сергея Михайловича Колиуха, и сейчас – учусь у Александра Викторовича Гусева. Да, при Борисе Михайловиче «внутриполитическая обстановка» была накалена до предела, и приходилось очень непросто. При Сергее Михайловиче политическая составляющая тоже имела серьезное значение, хоть уже и не такое. А сейчас мне спокойнее. Я и мои сотрудники – все мы можем заниматься своим непосредственным делом, минуя политику. Мне не нравится, когда юристов пытаются вовлечь в политику, поэтому могу сказать, что сегодняшние условия для нас – наиболее комфортные.

– Позвольте поздравить Вас и коллектив правового управления администрации Воронежа с Днем юриста и пожелать дальнейшей плодотворной работы на благо Воронежа и горожан!

– Большое спасибо!