Газета,
которая объединяет

Среди моря свиста

Воронежцам в популярной форме напомнили историю русского авангарда
Рубрика: от
Автор:

Как уже сообщал «Берег», на этой неделе в нашем городе начался «Фестиваль авангарда», который продлится по 30 ноября. Вполне логично, что фестивальные мероприятия предварила лекция о том, что же, собственно, такое авангард, как и когда он в России возник.

Ликбез – дело полезное. Особенно, когда благодарную публику просвещают люди грамотные и компетентные в своем вопросе. На этот раз именно так и вышло – лекцию читал замечательный воронежский художник и скульптор Сергей Горшков.

Вместо античных богов

– Тема у нас серьезная, – начал встречу Сергей Иванович. – Но я позволю себе рассказать о русском авангарде не совсем научно. Опубликованных трудов по вопросу довольно много: с информацией, датами, числами и фамилиями. Так что, тот, кто захочет углубиться в тему, без труда найдет нужные источники информации.

История искусства России, по словам Сергея Горшкова, до конца XIX века воспроизводила историю искусства Европы. Иными словами, российское искусство развивалось под явным влиянием тенденций искусства европейского. И, в ряду искусств других стран Восточной Европы, считалось провинциальным. Все стили и направления приходили в Россию с некоторым запозданием…

А в конце XIX случился бум: научный прогресс и появление новых общественных классов существенно изменили культурную ситуацию. У многих людей (в том числе – не очень богатых) появилась возможность ездить в Европу. А кто-то даже учился там. Так «вирусы» европейского искусства стали проникать в Россию.

В частности, наш земляк, художник-передвижник Иван Крамской, предложил революционную для своего времени формулу. А именно – рисовать «то, что видишь». То есть, крестьян и баб в кокошниках. Вместо античных богов и прочей нарочитой эстетики. Сегодня это звучит странно, но тогда идея произвела фурор…

Прошло время, и уже не единицы, а многие русские художники стали проникаться идеями новаторства. Создавать, то есть, нечто принципиально новое.

Во всех искусствоведческих источниках пишут, что предвестниками авангарда стали произведения Врубеля. Он одним из первых начал применять новые творческие манеры и техники, постоянно искал разные способы самовыражения. Врубель был и театральным художником, и портретистом, работал с керамикой, делал скульптуры, декоративные панно. Развил, в общем, бурную деятельность – и остался в истории навсегда.

Призывы «Бубнового валета»

Официально считается, что зарождение авангарда в русском искусстве произошло в 1907 году. Появилось сообщество молодых художников, отделившихся от художественного объединения «Мир искусства». И в 1907 году в Петербурге эта молодежь устроила выставку «Голубая роза». Критики о выставке отозвались не очень-то лестно. Раздавались упреки в том, что картины недостаточно хорошо проработаны. Непонимание обществом творчества и мировоззрения этих авторов было очевидным.

А уже в 1911 году, на выставке «Бубновый валет», зазвучали манифесты и призывы, что очень характерно для авангардного искусства. Зачастую – провокационные. Причем исходили они от людей очень образованных, не раз бывавших в Париже, видевших работы импрессионистов. Эти «продвинутые» не просто привезли идеи в Россию, но и развили их – на поле национальных тем и традиций.

Одним из участников той легендарной выставки был Михаил Ларионов. Который оказался не только талантливым живописцем, но еще и очень деятельным человеком. Он любил общаться, устраивать дискуссии и круглые столы. На выставках и всевозможных арт-собраниях ставил острые вопросы, заставляя зрителей активно обсуждать происходящее. Несмотря на то, что впоследствии уехал в Париж, художник успел многое сделать в России.

Художники русского авангарда, в отличие от многих других поколений отечественных мастеров, считали своим долгом не удовлетворять вкусы публики, а вести с ней полемику. Поэты-футуристы под руководством Маяковского и Бурлюка сформулировали один из принципов авангардизма: «Стоять на глыбе слова среди моря свиста и негодования». Согласитесь, показательно…

Трое на Кузнецком

Авангардисты считали, что публика, которая ходит на художественные выставки, в салоны, рестораны – преимущественно, зажравшаяся буржуазия, которая мало что смыслит в искусстве. И посему надо этих людей как-то «растормошить». Для тех, кто привык получать за деньги все самое красивое и желанное, нужно создать ситуацию, в которой они чувствовали бы себя неудобно.

Авангардисты занимали довольно активную жизненную позицию. На фоне сотен художников, обслуживающих аристократию, можно было бы и не заметить десяток художников-новаторов, если бы те громко о себе не заявляли. Причем иногда они даже не показывали картин! Просто могли что-то сказать, спеть, появиться в неожиданном виде в неожиданном же месте.

Например, одним из первых в мире перформансов стала вот какая акция. Бурлюк, Матюшин и Малевич году в 1913-1914 гг. дали объявление в газете, что такого-то числа в определенное время в Москве, на Кузнецком мосту, произойдет нечто, чего никто никогда не видел. Очевидно, это объявление прочитало несколько тысяч москвичей. И вот в назначенный час в указанном месте собралась огромная толпа народа. Образовалась давка, любопытные спрашивали друг друга: «Что здесь происходит»? И в этот момент на Кузнецком мосту появились три человека. Очень прилично одетых. Они были во фраках, но в петлице у каждого вместо традиционных цветков виднелись деревянные ложки. И все! Эти три человека прошли по мосту, не проронив ни единого слова, скрылись за поворотом и исчезли. Никто не знал, как себя вести и что дальше делать.

Событие произвело фурор. О нем написали все газеты. Хотя ведь непонятно было, о чем писать, и в чем, собственно, событие заключалось.

Супрематизм вместо выстрелов

Позже случилась революция 1917 года. Произошло нечто такое, чего ни в одной стране мира не происходило. Художники-авангардисты оказались необыкновенно воодушевлены тем, что класс буржуазии свергнут. Власть перешла к пролетариату, который был совершенно загадочен – никто не знал, чего от него можно ожидать. Огромное количество деятелей культуры приняли революцию и возглавили всевозможные комитеты и комиссии.

Одним из активистов того времени стал Казимир Малевич. Он входил во всевозможные комитеты. Малевич фактически развернул идеологическую войну против враждебных России стран. Он предлагал советскому правительству организовать несколько культурных центров на территории Европы. И с помощью супрематизма, который Казимир Малевич и разработал, изменить ход истории по всему миру. У него была стройная теория, согласно которой идеи строительства коммунизма проникнут в сознание европейцев без всякой войны, без единого выстрела. А только благодаря лекциям и экспозициям советских творцов и культурологов…

Что же касается знаменитого «Черного квадрата», то многие считают (и – небезосновательно), что эта картина, как и весь супрематизм, основана на изучении русских икон. Есть мнение, что «Черный квадрат» – некая суперикона, на которую остается только молиться. Другие считают, что, наоборот, Малевич принадлежал к сатанистам, отрицал религию и, соответственно, иконы.

Перешли на фантики

Русские авангардисты, правда, были сильны не только концепциями. Революционность их деятельности проявилась в том, что они «пошли в народ». Благодаря тому, что первое время, где-то с 1917 по 1925 годы, многие авторы сотрудничали с властью, они предлагали осуществлять всевозможные социальные художественные проекты. Устраивали выставки на заводах и других производствах.

Бывали случаи, когда художники наведывались в цеха и делали настенные росписи. С лозунгами, с надписями, с призывами. И рабочий каждый день приходил на работу, как в музей.

Однако в конце 20-х годов деятельность художников-авангардистов стала сворачиваться. Потому что кроме веры в коммунизм, эти деятели сеяли вокруг себя зерна свободы. Что, естественно, было совсем невыгодно режиму большевиков. Требовались послушные члены общества, которыми легко управлять.

В 1932 году деятельность всех творческих союзов была прекращена, в стране провозгласили единый художественный стиль – социалистический реализм. Была выработана специальная программа, устав, от которого не позволялось сделать ни шага влево или вправо. Впервые в мировой истории художники подверглись массовому истреб­лению. Кого-то посадили в тюрьму, кого-то расстреляли. Некоторые успели уехать за границу. Многие вынужденно «сломались» и изменили своим первоначальным убеждениям – ради того, чтобы кормить семью, чтобы не пострадали их дети. Стали писать заказные портреты и рисовать фантики для конфет. Так закончилась совсем короткая, но чрезвычайно яркая и содержательная история русского авангарда. Впрочем, идеи авангардистов оказались если не бессмертными, то, по крайней мере, «долгоиграющими»: они, как известно, живы и сейчас.