Газета,
которая объединяет

Курс на снижение. Градуса

Потребление алкоголя в регионе превысило среднероссийский показатель
Рубрика: от
Автор:

На прошлой неделе губернатор Алексей Гордеев на встрече с директором пивоваренного завода «Балтика-Воронеж» Сергеем Демченко, в частности, обсудил вопросы модернизации расположенного в областном центре производства. А к чему обычно приводит модернизация? Как правило, к увеличению выработки.

Впрочем, производство не одного лишь воронежского пива демонстрирует тенденцию к росту. Если, к примеру, верить информации с сайта ЛВЗ «Бутурлиновский», только с начала осени линейка производимой здесь продукции увеличилась едва ли не вдвое. Конечно, до показателей, когда в области работал едва ли не десяток предприятий, производящих спиртосодержащую продукцию, нам пока далеко. Но то, что регион пытается вернуть утраченные позиции на этом рынке, видно невооруженным глазом.

Пропитые бюджеты

Хотя, возможно, стоит лишний раз подумать, прежде чем активно наращивать в регионе производство алкогольных напитков. Ведь и без того, по данным Воронежстата, в 2013 г. розничная продажа спиртосодержащей продукции в торговой сети Воронежской области составила 8,8 л чистого спирта на одного человека. Да, это – на 0,1 л меньше, чем в
2012 г., и на 1,5 л меньше, чем в среднем по Центральному Федеральному округу. Однако – на 0,3 л больше, чем в среднем по России.

Меньше нас в ЦФО пьют в Белгородской, Тульской, Брянской, Курской, Липецкой, Рязанской, Орловской, Тамбовской и Владимирской областях. Соответственно, бытующее мнение о том, что уровень пьянства обратно пропорционален уровню жизни населения, в данном контексте не выдерживает критики. Вряд ли уровень жизни в Воронежской области ниже, чем, по крайней мере, в половине из этих регионов. Впрочем, статистика – штука лукавая, она не учитывает объем потребления контрафактной продукции и самогона, составляющий по разным оценкам, до 40% алкогольного рынка. Однако даже официальные цифры – вполне красноречивы.

Как красноречивы и некоторые другие данные. Например, говорящие о том, что в 2013 г. в розничной сети Воронежской области было реализовано алкогольной продукции и пива на сумму 21,3 млрд руб., что на 2 млрд больше, чем годом ранее. Только вдумайтесь: жители региона за год пропивают сумму, сопоставимую с 1,5 годового бюджета Воронежа! А если включить сюда еще и теневой оборот, то выйдет никак не меньше двух бюджетов столицы Черноземья!

И еще одна интересная цифра. Доля спиртосодержащей продукции в обороте розничной торговли 2013 г. составила 14,6%, уменьшившись по сравнению с предыдущим годом на 1%. По сути, житель Воронежской области на спиртное тратил в среднем одну седьмую часть всех средств, оставляемых в продовольственных магазинах.

Спорное место

В чем сообщение Воронежстата носит позитивную окраску, так это в анализе структуры алкогольных предпочтений наших соотечественников. Так, потреб­ление водки и ликероводочных изделий обрушилось за год сразу на 6,7%, коньяка и коньячных напитков – на 4,2%. Зато на 8,3% больше стали пить жители региона вино, на 12,4% – шампанское и игристое вино. Последний факт, по идее, должен радовать власть: пьют много шампанского – значит, есть что праздновать.

Потребление пива тоже выросло, но незначительно – на 2,1%. Впрочем, пенный напиток и без того занимает лидирующие позиции в структуре розничной торговли спиртным: в пересчете на чистый алкоголь оно составляет 47,9% всей спиртосодержащей продукции, потребляемой жителями области. Правда, водка и ликероводочная продукция сдавать свои позиции пока не собираются: «почетное» второе место с результатом 35,3%. Опять же, если считать «левую» водку и самогон, не входящие в статистику Воронежстата, то вопрос о первом месте будет очень и очень спорным. Но по официальным данным картина выглядит именно так. «Бронза» же в этом списке – у винодельческой продукции – с ее 9,6%.

Впрочем, все эти цифры мерк­нут по сравнению с той, что была указана в самом начале материала: 8,8 л чистого спирта на человека в год – это на 0,8 л больше предельно допустимого уровня, определенного Всемирной организацией здравоохранения. И есть ли в такой ситуации смысл наращивать производство алкогольной продукции в регионе?

Кстати

Как «Берег» уже писал, Госдума может рассмотреть законопроект, призванный запретить выкладку алкогольной продукции на витринах магазинов. Эта инициатива уже получила негативный отзыв со стороны главного нарколога Минздрава РФ Евгения Брюна. «Если просто убрать с прилавков, тогда понятно, что люди будут покупать – все будут покупать водку», – сказал он. А вот глава Минздрава Вероника Скворцова позитивно оценила эту идею. «Тех, кто выпивает регулярно, конечно, такая мера не остановит, а для тех хрупких душ, которые еще не сформировали свое отношение к алкоголю, это может быть определенным позитивом», – уверена министр.