Газета,
которая объединяет

Квадратура круга

Авангардная молодежь покусилась на Малевича
Рубрика: Культура№ 128 (1843) от
Автор: Сергей Попов

А ведь предчувствие не обмануло! Стартовавший несколько дней назад «Фестиваль авангарда в Воронеже», согласно всем расписаниям, должен был начаться в «Петровском» с лекции известного художника Сергея Горшкова. Но не тут-то было: он открылся танцами. И это, пожалуй, закономерно: о каком авангарде можно говорить там, где все по правилам?

Девушки в экзотических одеждах выдавали зажигательные телодвижения под не менее экзотический аккомпанемент ансамбля «Этнодрайв». Некоторая часть пришедших на вечер в книжном клубе «Петровский» наверняка стала думать, что по ошибке попала не туда.

Больше процесс, чем результат

Развешанные по стенам большого зала клуба эскизы а-ля великий Казимир, однако, сами собой отвечали на все «почему» и «зачем». Хотя и без того у интеллигентной и подготовленной публики, а она была в большинстве, вопросов относительно вектора происходящего, кажется, возникло немного. Народ был явно «в теме» и пришел за зрелищем, выходящим «из ряда вон».

Добрая половина зала принялась внимательно изучать «Черный квадрат». При ближайшем рассмотрении он оказался экспозицией проекта, уже второго по счету, учеников студии «Мастерская Алексея Загородных». Они сделали десять вариаций самого известного произведения Малевича. И этот десяток квадратиков разной площади (каждый – фантазия отдельного автора на тему оригинальной работы) составили новый «Черный квадрат». Буквально: фрагменты состыковали вместе – и шедевр готов. Тесным кругом ударили по «Квадрату»…

– Мы пробуем разные направления творчества, – рассказала «Берегу» участница проекта художница Ольга Гнездилова. – Но работа в стилистике «авангард» у меня появилась впервые. Эксперименты с абстракциями – это больше процесс, чем результат. Учебная работа. А тут – готовое произведение вышло.

Вековые споры

– У меня при обдумывании замысла возникли ассоциации с пещерой, с наскальной живописью, – продолжала художница. – В этой черноте есть что-то первобытное. Да и вообще – если внимательно посмотреть на «Черный квадрат», то можно увидеть, что он не такой уж и черный: там есть какие-то трещинки, проглядывают другие цвета. Это очень интересно. И когда мы в студии узнали, что будет фестиваль авангарда – подумали, что обязательно нужно сделать именно «Черный квадрат». Тем более, что этой картине в следующем году исполняется 100 лет. Но главное, что весь век о ней не перестают спорить – творение по-прежнему будоражит людей.

Другая воронежская художница, Серафима Демченко, представила на открытии фестиваля собственный проект. Девушка решила изготавливать детские игрушки… по мотивам детских же рисунков. Результат вышел, как минимум, любопытным.

– Нередко об авангарде говорят, как о чем-то очень серьезном, – заметила в беседе Серафима. – Но ведь эта стилистика предполагает много отсылок к детскому восприятию жизни. Вот я и сделала всяких жучков и прочих насекомых, взяв за основу то, что нарисовали дети. Жуки, кстати – очень интересные существа. И для фестиваля авангарда идея показалась мне подходящей. Это своего рода анонс к моей персональной выставке, которая состоится в декабре. Там будут совсем другие работы: много мистического, много загадочного. А здесь – задача иная: хочется «пробудить детство» в людях.