Газета,
которая объединяет

Дело на 10 рублей?

Рубрика: от
Автор:

На днях вернулся из очередной поездки в Выборг. Райцентр, сравнимый по численности населения с нашим Борисоглебском, каждый год находит, чем меня удивить. И текущий – не исключение. В принципе, я раньше мог прокатиться на местном общественном транспорте. Но – все время предпочитал передвигаться пешком, а прочувствовать качество организации пассажирских перевозок удосужился лишь на прошлой неделе.

Что первое бросается в глаза в системе общественного транспорта Выборга – это абсолютно новые пассажирские автобусы городского типа. Никаких «пазиков» или «ГАЗелей» – только вместительные низкопольные машины с небольшим количеством «сидячих» мест. Второе – график движения. Автобусы ходят, во-­первых, часто, а во­-вторых, в четко обозначенное время. И третье – цена проезда. Стоимость поездки по городу здесь составляет 22 руб.

В Воронеже принято говорить о сдерживании роста цены проезда в общественном транспорте, и сегодня она 12 руб. На 10 руб. меньше, чем в Выборге! В городе, где и протяженность маршрутов общественного транспорта несоизмеримо меньше, чем в столице Черноземья, и нет никаких пробок, в которых водители не только тратят время, но и расходуют горючее, увеличивая тем самым себестоимость поездки. В итоге ее цена для перевозчика в Воронеже получается значительно выше, чем в том же Выборге, а пассажир за нее платит значительно меньше. Спрашивается, откуда в таком случае владельцы автотранспортных предприятий могут найти деньги на обновление подвижного состава, чего от них уже не первый год требуют городские власти?

Вопрос тарифов всегда имеет не только экономическое, но и политическое измерение. В Выборге политический аспект связан, прежде всего, с поддержанием туристического имиджа города. Поэтому тут цена поездки выше, зато автохлама на маршрутах обнаружить невозможно. И жители не ропщут, платят положенные 22 руб., за которые передвигаются с достаточно ощутимым комфортом. В Воронеже политический аспект, к сожалению, пока зиждется на потакании иждивенческим настроениям людей, которые хотят пользоваться услугами общественного транспорта за минимальные деньги. И ради этого они, видимо, готовы передвигаться даже на небезопасной для жизни и здоровья рухляди, произведенной в странах Европы еще в 80­-х годах прошлого столетия. Но надо понимать, что если всерьез заниматься развитием пассажирских перевозок, то ситуацию необходимо менять в корне.

К чему приводит повышение тарифа на перевозку и последующее обновление подвижного состава? Прежде всего, к появлению нового уровня комфорта общественного транспорта. И этот аспект более важен как раз для крупных городов типа Воронежа, а не небольших райцентров наподобие Выборга. Потому что комфортный общественный транспорт, по своей сути, служит задаче пересадки людей из личных машин в автобусы: муниципальные или частные – уже не так важно. Станет больше пассажиров у перевозчиков, сократится количество личного автотранспорта на улицах – сократится число пробок. Поэтому, по моему глубокому убеждению, борьбу с пробками необходимо начинать именно с этого – с повышения уровня комфорта общественного транспорта. И пусть для этого потребуется увеличить стоимость проезда – большинство автолюбителей подтвердят, что совокупная цена поездки на личной машине куда выше тех же выборгских 22 руб.

Если сделать этот первый шаг, то можно замахнуться и на проведение мероприятий технического плана, которые способны еще более повысить привлекательность автобусов и троллейбусов для потенциальных пассажиров. Например, выделить на основных городских магистралях полосы для движения общественного транспорта с автоматическим запретом парковки вдоль дорог. Магистралей этих не так много: Ленинский проспект (с ул.Б.Хмельницкого), Московский проспект (с ул.Плехановской), ул.9 Января, проспект Революции (с ул.Ленина), да и, пожалуй, ул.20­летия Октября. Ну и улицы Кирова с Кольцовской как пусть и не очень длинные, но чрезвычайно важные с точки зрения работы общественного транспорта.

Сегодня говорить о запрете здесь парковки язык не поворачивается: в городе мало качественных платных или бесплатных мест для стоянки автомобилей, а общественный транспорт находится не в том состоянии, когда можно предлагать его автомобилистам в качестве замены. При организации же таких экономико­-технических новаций моральное право сделать это у властей появилось бы тотчас же. И, поверьте, очень многие, если не большинство, предпочли бы пересесть в автобус, нежели передвигаться по городу без возможности припарковаться, или стоя в пробке и глядя на те же автобусы, проносящиеся мимо них по выделенной и огражденной полосе.