Объективно-негативная краска
Чем может быть фотография? Ответ на этот странноватый вопрос кажется очевидным: фотографией, чем же еще? Черно-белой, цветной, высокохудожественной, отфотошопленной, профессиональной, любительской – какой угодно…
Прямиком из Милана
Воронежский центр современного искусства принимает нынче выставку Сергея Сапожникова «Untitled». Ее экспонаты – пленочные фотографии, однако автор называет себя художником, а не фотографом. Имеет право: в художественной среде Сапожников котируется очень высоко. Его ставят в ряд лучших фотографов мира, а выставочный актив насчитывает десятки престижных показов, в том числе и персональных, в таких крупнейших мегаполисах, как Нью-Йорк, Венеция, Варшава, Мадрид, Вена.
Что касается России, то здесь Сергей, работы которого одинаково комфортно «чувствуют себя» и в миниатюрных галереях современного искусства, и в Третьяковке, не выставлялся давно. Вот и в Воронеж он прибыл прямиком из Милана, где открывал свою очередную персоналку; она развернута в музее Польди-Пеццоли.
Стоит отметить, что наш город не только увидел снимки интересного мастера, но и имел возможность посетить ворк-шоп под его руководством. Это, говоря по-русски, нечто вроде мастер-класса, который накануне открытия выставки в ВЦСИ прошел в галерее «ХЛАМ». Впрочем, мастер-класс от Сапожникова был и как таковой – в культурном центре «Кампанелла».
В Воронеже ростовчанин показывает новую серию поляроидных снимков и десять крупноформатных работ прошлых лет. Плюс мелочевка, скажем так, «кадры» помельче. Кураторы выставки Арсений Жиляев и Екатерина Шуйкова считают, что «уникальная манера работы с цветом заставляет сравнивать работы Сапожникова с произведениями мастеров Возрождения». Профессионалам, безусловно, виднее, а сторонний зрительский взгляд найдет на снимках небанальные комбинации с ловко выстроенным светом, которые по смыслу, как водится, инвариантны. Человек, пребывающий в эпицентре изображения, может быть персонажем драмы, трагедии и даже, при желании, комедии. Главное – он творит какую-то историю. А она, в свою очередь, его – как образ.
Все под контролем
Фотографии Сапожникова сильно смахивают не только на авторские рисунки (та же графика, по сути), но и на живописные вещи родственной стилистики; видимо, именно поэтому сам Сергей подчеркивает, что занимается никак не фотоделом. Художник говорит, что использует фотографический метод в качестве иллюстрации того технологического достижения, которое способно «заместить» классическую живопись. Для чего его съемке необходимо «огромное количество света». Который в нашем случае – тоже полноценный персонаж истории.
Все работы Сапожникова – постановочные, без случайностей и технических неожиданностей. Это становится понятно зрителю практически моментально. И заставляет его вспомнить о таких «твердых» изобразительных формах, как перформанс и скульптура. Кажется, автор дал на своих живописных листах проекции причудливых «объемностей» – участников какого-то действа.
Сергей признается, что его творческий процесс абсолютно подконтролен. Что все тонкости и детали будущего изображения изначально продуманы и «отобраны». Место съемки, время суток, в которое она проводится, не говоря уж о типе пленки, должны быть такими, какими должны быть. Потому, видимо, и выполнены фотографии Сапожникова на безукоризненном техническом уровне: крупные форматы сняты на пленочную Leica, поскольку, уверен автор, цифровой аппарат не способен дать нужный цвет и ощущение пространства. А без них – какая драматургия? Ведь задачи автор ставит перед собой исключительно художественные…