Газета,
которая объединяет

В западном направлении

Глава звукозаписывающего лейбла Leo Records – о советской авангардной музыке
Рубрика: Культура№ 103 (1818) от
Автор: Сергей Кисин

В России и на Западе слово «продюсер» понимается совершенно по­разному. У нас, как правило, это «дядя» с деньгами и связями, изо всех сил пытающийся дать путевку в жизнь очередной пластиковой бездарности и заработать на этой истории. А во всем цивилизованном мире продюсер – это концептуалист, помогающий создать музыканту некую эстетическую систему.

Основатель культового авангардно­джазового рекорд­лейбла Leo Records, продюсер Лео Фейгин – безусловно, из концептуалистов. Выходец из СССР, он еще в семидесятых уехал в Великобританию и там открыл музыкальное издательство, которому в этом году исполняется 35 лет. А на днях Лео Фейгин посетил Воронеж в рамках Leo Records Festival in Russia.

Фильм, фильм, фильм

Фестиваль предполагал проведение нескольких концертов артистов лейбла и творческие встречи с основателем компании, Лео Фейгиным. Которые на днях и прошли в культурном центре «Кампанелла».

Одна из них стала презентацией серии фильмов Лео об авангарде «Новая музыка из России», созданных еще 25 лет назад. В цикл вошло 10 лент, хотя их могло быть и больше: музыкант отметил, что отснятого «сырья» получилось очень много. Фильмы показали в Великобритании, но материал так и не был продан за рубеж. Теперь же фильмы официально выходят в России на DVD – релиз осуществляет издательство «Геометрия».

– Что касается «Геометрии», то я еще не видел, что они сделали, – рассказывал журналистам Лео Фейгин. – Сейчас у меня есть задумка снять еще один фильм о новой русской музыке. Я познакомился с замечательным продюсером Оксаной Матиевской, с которой мы и станем работать в этом направлении. Съемки будут из серии «25 лет спустя» – посмотрим, что получится из нашей затеи.

По словам Фейгина, в работе над фильмами использовались как профессиональные, так и любительские съемки. Поэтому технически и качественно фильмы могут отличаться. Героями лент выступили Сергей Курехин, группа «Архангельск», Вячеслав Ганелин, Владимир Волков, Вячеслав Гайворонский и другие знаковые фигуры авангардной музыки того времени.

Поскольку эти музыканты стали артистами лейбла Leo Records, Лео хорошо с ними знаком. И в курсе многих закулисных аспектов, которые обычно скрыты от слушателей.

Проруха на гениев

Был, по словам Фейгина, такой факт: познакомились в Западной Германии Сергей Курехин и Джон Зорн. И когда Курехин поехал в Америку, Зорн ему там предложил записать совместный альбом. Мол, пластинку профинансирует крупнейший мейджор – CBS Records, и никто не останется обиженным. Это большие деньги – независимо от того, сколько копий пластинки потом будет продано. Если много – еще и заплатят «роялти» по результатам продаж.

Курехин согласился. И что же в итоге?

– Сергей Курехин был, помимо всего прочего, гением саморекламы, – поведал Лео. – Он как никто умел подать себя. Но иногда это давало осечки. И случай с Зорном – как раз из этой серии. Курехин пришел в арендованную Зорном на деньги CBS прекрасную студию и попробовал рояль. Остался инструментом недоволен. Пошли в другую студию – ситуация повторилась. В итоге Курехин предложил Зорну приехать в Ленинград и записаться там. Лишив выдающегося музыканта заработка.

Такой стиль поведения сохранился у Сергея Курехина до конца. За год­полтора до его смерти художественный директор Royal Festival Hall пригласил через Фейгина «Поп­механику» выступить в Лондоне. Обещал буквально «что хочешь»: на сцену с Курехиным мог выйти хоть Мик Джаггер, да вообще кто угодно. Планировалось грандиозное шоу: рояли в воздухе и все такое прочее.

Сергей своей рукой внес в график отметку о проекте и… затих. Никакой подготовки не проводилось. Концерт в итоге не состоялся. Так что и на гениев иногда бывала проруха.

Но это все – житейские вопросы. Что же касается непосредственно творчества, то Лео высказал следующую мысль:

– Важно предлагать слушателю оригинальную музыку. Ту, которую никто до вас не исполнял. Оригинальность может выражаться в чем угодно: в структуре, в концепции, в звуке. Лишь бы музыкант был, в каком­то смысле, первопроходцем.

P.S. После встречи к продюсеру подошел мой знакомый – владелец музыкального магазина. Спросил, возможно ли получение дисков компании Leo Records на продажу в Воронеже. На что Лео ответил: «В России мои диски не продаются. Работать совершенно невозможно – то кто­то не выполнит своих обязательств, то возникнут проблемы с таможней, то еще что­нибудь. Поэтому такой практики теперь нет».