Газета,
которая объединяет

Инкогнито из Петербурга

В галерее «ХЛАМ» открыта персональная выставка Андрея Люблинского
Рубрика: от
Автор:

Для большинства зрителей, пришедших на открытие выставки художника и дизайнера Андрея Люблинского, что развернута в «ХЛАМе», знакомство с автором оказалось первым. И не мудрено: этот инкогнито – не воронежского «разлива». В городе на Неве окончил художественно-промышленную академию, факультет дизайна.

Всяческие справки сообщают: Андрей Люблинский работает на стыке дизайна и современного искусства, продолжает и развивает традиции русского авангарда 1920-х годов. Обучался в Высшей Художественной Школе «Berlin-Weissensee» (Германия). Член Союза художников России. В составе группы «Pprofessors» совместно с Марией Заборовской реализует проекты в сфере актуального искусства, дизайна и образования.

Вслед за Чаплиным

Этих сведений вполне достаточно, чтобы понять: точно определить сферу, в которой работает Люблинский, довольно сложно. Графика, предметный дизайн, средовые решения – все в наличии. Нам же интереснее чисто художественный аспект занятий воронежского гостя, а с этим, на мой взгляд, уже сложнее.

По мне, Андрей Люблинский показывает себя в «ХЛАМе» не столько художником, сколько идеологом, мыслителем. Масштабы оценивать не берусь. Но именно как генератор идей, возникающих на стыке социума и культуры (может, и искусства), он самодостаточен. В подтверждение своих домыслов перескажу быль о его «красных человечках» – одно время эти арт-объекты, наряду с другими-прочими, украшали город Пермь. Инициатива интеграции различных «необычностей» в городскую среду принадлежала «Музею современного искусства PERMM», который реализовывал масштабную public-art-программу «Музей в городе». И вот эти самые человечки вызвали гнев местных депутатов, которые усмотрели в них пародию на себя.

– В последние несколько лет появилось понятие «пермь», – рассуждает директор галереи «ХЛАМ» Алексей Горбунов. – И стало практически нарицательным. Отношение к нему разное. Лично для меня это – синоним нового и свежего, хотя мне не удалось побывать в Перми в период кратковременной, четырехлетней оттепели. А «красные человечки» Люблинского – это синоним Перми. Я спросил у Андрея, понимал ли он, делая их, что ваяет политическую скульптуру? И он в ответ очень смешной пример привел. Сказал, во-первых, что – нет, конечно, не понимал, а во-вторых, вспомнил короткометражку Чаплина 16-го года. Когда тот шел за медленно ехавшей машиной, к которой был прицеплен флажок. И вдруг этот флажок упал. Он поднял его, чтобы вернуть на место, а тут из-за угла вышли демонстранты с красными флагами. Герой Чаплина оказался в центре демонстрации; при­мчалась полиция и скрутила его. Приблизительно то же самое получилось у Люблинского с «красными человечками».

Бешеное удовольствие

Для ясности поясним: самолично Андрей ничего не рисует, не пишет, не вырезает. Руками, то есть, ничего, кроме макета работы, не делает. Он – придумывает. С тем посылом, чтобы персонаж не вышел скучным. Затем отдает чертежи и файлы кому надо – и дело в шляпе. Причем – на поток поставленное: героев – уже многие десятки. Есть и чисто русская линейка: медведь, Горбачев, Ельцин и иже с ними. Появилась эта братия по заказу московского магазина «Шалтай-болтай». А специально для Воронежа Андрей Люблинский сочинил смайлы – они тоже представлены в ХЛАМе. В соседстве с Роналдом Макдоналдом, мультяшными персонажами и всякой подобной, извиняюсь, всячиной.

– Меня часто спрашивают, не употребляю ли я наркотики, – удивил поворотом разговора автор экспонатов. – Нет, не употребляю. Потому что получаю бешеное удовольствие от того, что делаю. Меня от моего занятия вставляет, не побоюсь этого слова, так, что наркотики не нужны абсолютно. Да еще оно и деньги приносит, что прекрасно: ничего лучшего, чем работы, которые вы видите, я в жизни делать не умею…