Газета,
которая объединяет

Азартное дело

Воронежский фотохудожник – о тонкостях профессии и наставлениях «чайникам»
Рубрика: Культура№ 95 (1669) от

Михаил Вязовой – известный воронежский фотограф, член Союза журналистов России и Союза фотохудожников России, заведующий отделом иллюстрации газеты «Коммуна», председатель правления фотоклуба «Экспресс». Сегодня наш город трудно представить без этого мастера – практически все значимые события последних десятилетий запечатлены именно им.

А ведь в Воронеже Михаил Вязовой оказался исключительно благодаря фотоклубу! Когда в далеком 1971 году пришлось выбирать между Подмосковьем и столицей Черноземья, он вспомнил публикации в прессе о том, что здесь существует фотоклуб, и на постоянное жительство приехал в наш город.

Улица с двусторонним движением

– Михаил Петрович, а что собой представляет ваша клубная жизнь?

– Каждый понедельник мы с коллегами собираемся во Дворце культуры железнодорожников. Обсуждаем новинки, показываем друг другу фотографии, делимся впечатлениями – кто что видел на выставках, на пленэрах, в командировках. Такое живое общение обогащает. Фотоклуб мне дал как бы второе высшее образование. Я его считаю академией фотоискусства. Вот я приезжаю в Москву, на семинар. Маститые преподаватели с мировыми именами ведут мастер-классы, «разбор полетов» устраивают. В какой-то момент я начинаю нетерпеливо поддакивать. Веду себя как ассистент преподавателя. Потом спохватываюсь – стоп! Надо молчать! Я здесь – ученик.

– А долгие годы преподавали фотодело в ВГУ, были учителем для многих воронежских журналистов. Следите сейчас за их работами?

– Ну, курс мы расширили и назвали «фотожурналистикой». Проводили специальные семинары, лектории, мастер-классы. Специализация была, творческие лаборатории по фоторепортажу, по искусству фотопортрета, по цветной фотографии, по искусству пейзажа. И некоторые мои воспитанники… Слово «ученики» я стараюсь не употреблять, потому что процесс обучения – это улица с двусторонним движением. Многому я сам учился у своих учеников. Так вот, Владимир Лавров, например, стал известным фотожурналистом, остро чувствующим социальные темы. Другие выпускники тоже успешно работают. Пусть не всегда в журналистике, а, скажем, в рекламе. Но это люди, которые разбираются в фотографическом изображении. Ведь сейчас визуальное мышление выходит на передний план. И человек, который умеет видеть фотографию, понимать, чувствовать, строить кадр, он уже готов к работе и на телевидении, и в рекламе. Он может быть востребован где угодно.

Тридцать три года

– В августе в зале на Кирова, 8 прошла юбилейная выставка вашего фотоклуба. Все работы были высокого уровня. Меня же привела в восторг ваша фотография, сделанная в 1972 году, под названием «Жених». С букетом, завернутым в газету «Известия», девчонками, с губ которых готова сорваться дразнилка типа «жених пошел», и, собственно, женихом – решительно шагающим молодым человеком. Для того чтобы запечатлеть вот эту секундочку, чтобы так все сошлось, нужно, наверное, какое-то особое профессиональное везение?

– Фотография эта около 20 раз, если не больше, публиковалась в средствах массовой информации, получила несколько наград на всероссийских и международных выставках и конкурсах. Но самое интересное, что она имела продолжение. День рождения этой фотографии, 33 года, мы отметили с Александром Агуловым – тем самым «женихом» – в ресторане. А около месяца назад мы с ним встретились на Терновом кладбище, на открытии памятного знака. Встретились, обнялись. Он стал казачьим атаманом. Я сфотографировал его с женой, к которой он когда-то спешил на свидание. Теперь у них уже взрослая дочь.

– Прямо сериал. Будто драматург написал некую мелодраму. Вот чтобы увидеть эти моменты неповторимые, надо, наверное, постоянно быть начеку?

– Ну, внутренне, да. Я как бы готов. Фотография – это такое дело азартное, если увлечешься, то на всю жизнь. Потом такую гамму эмоций испытываешь, когда что-то получилось. Я понимаю царя Николая II, когда он отказывал в приеме великим князьям, министрам, а сам сидел в темной фотолаборатории, наслаждался процессом проявления и печати фотографий. Или – Никита Сергеевич Хрущев. Когда он ушел на пенсию, ему подарили фоторужье. Он фотографировал птичек, животных вокруг своей дачи и писал в воспоминаниях: «Зачем я полез в эту грязную политику? Я такого удовольствия и наслаждения не испытывал никогда».

Психологический невидимка

– Вот оно – счастье!..

– Хотя, с другой стороны, фотограф, как и оператор, в нашей системе не совсем на виду. Он как бы за кадром, человек второго плана. На первый план всегда выходит редактор, литератор, пишущий журналист. А снимающий, как по-немецки говорят, камермэн – человек с камерой. Но искусство как раз в том и состоит, чтобы воплотиться в материале, стать психологической невидимкой и, рассказывая своими кадрами, картинками о мире, свой взгляд, свои чувства как-то передавать читателю, зрителю.

– На вашей выставке были представлены две фотоэпохи – аналогового черно-белого фото и, собственно, современные возможности технические. Скажите, качество фотографии в плане художественного содержания сильно связано с техническими возможностями? Или не очень?

– Они, безусловно, связаны, но не совсем прямо. Аналоговая фотография – это, конечно, частица души. Черно-белая фотография во всем мире ценится дороже, чем цветная. Она все-таки живет по своим внутренним неписаным законам. Потому что со временем какая-то трансформация происходит в реалистическом, казалось бы, искусстве. Документальная фотография, снятая полвека назад, вдруг обретает черты образности, становится художественным явлением. Хотя слово «художественный» в разные времена предполагало разные критерии и разное содержание. А современные компьютерные технологии – фотошоп, другие программы художественной обработки изображения – они же пришли от аналоговой фотографии. Мы все это делали вручную. И печатали, и меняли цвет, и трансформации делали, и резкостью управляли. Теперь все – гораздо проще. Фотография стала увлечением миллионов. В каждой семье есть фотоаппарат или телефон, и все друг друга фотографируют. Но обидно, что в потоке этих тысяч и сотен тысяч кадров находится всего-то один, два, может, три, которые живут и после того, как изображение как бы потеряло свою актуальность.

На чужом празднике

– Ваши пожелания и рекомендации нам, чайникам. Людям, у которых есть фотоаппарат, но которые в фотоделе не сильны.

– Любительская фотография особое место занимает в палитре изобразительных искусств, потому что она лишена заштампованности, которая есть у профессионалов. Легкий наив, мелодраматичность, какая-то ностальгия. Она более чувственная, более нежная, порой более неожиданная. Эти преимущества обычной любительской фотографии надо использовать. Если душа тянется к фотоаппарату, надо обязательно фотографировать. Неважно, в каком режиме. Только желательно чуть-чуть подумать перед тем, как нажать на кнопку затвора. Первый раз вы сфотографировали – первый кадр, первое чувство, первая волна. А потом надо подумать: не сменить ли мне точку, угол зрения, фон? То есть сделать еще какие-то варианты, потому что при последующем внутреннем редактировании вдруг окажется, что второй, третий или десятый кадр лучше. Надо снимать несколько дублей. Редко кто в одном кадре проявляет себя. Идет постоянная работа: где, когда, точка, угол… Этих вариантов может быть сотни.

– Вы какое фото больше любите – постановочное или репортажное?

– Мне все-таки по душе репортаж. Мне нравится, когда жизнь течет, изменяется. Я как бы нахожусь на чужом празднике, но я для них – свой. Я растворяюсь, перемещаюсь, с кем-то общаюсь, кому-то улыбаюсь, а с кем-то, наоборот, держу дистанцию. И вот эта жизнь в материале – она дает как бы внутреннюю точку опоры. И в какой-то момент ты отчетливо понимаешь, что должен снять, как, в какое мгновение.

– Юбилейный год вашего фотоклуба продолжается. Какие-то события еще планируете?

– В январе 15-го как заключительный аккорд Года культуры и Года фотографии, как мы считаем, проведем большую областную фотовыставку. Посвятим ее сразу нескольким юбилеям: 110-летию Воронежского научно-художественного фотографического общества, 175-летию со дня изобретения фотографии, 50-летию фотоклуба «Экспресс» и 15-летию воронежской организации Союза фотохудожников России. Эта большая выставка пройдет в январе в художественном музее имени Ивана Николаевича Крамского.

Надежда РОГОТОВСКАЯ