Газета,
которая объединяет

И невозможное – возможно

Воронежцам показывают творчество непрофессиональных художников
Рубрика: от
Автор:

В понедельник в ТДКЦ «Фламинго» открылась необычная художественная выставка. Авторы представленных на ней работ – не художники. Они – воспитанники клуба-студии интуитивного творчества «Палитра», который занимается фантастическим, на первый взгляд, делом: открывает талант к рисованию у обычных людей.

Предприниматели, математики, пенсионеры как по взмаху волшебной палочки стали живописцами. Создав не просто «мазню», пригодную для демонстрации лишь узкому кругу друзей, а нечто действительно достойное выставок. По крайней мере, некоторые «клубные» работы от творений «народных и заслуженных» по уровню исполнения не отличишь.

Все возрасты покорны

На открытии выставки выступили воронежские музыканты Сергей Гребенников, Анна Митт и Александр Грошев. Поздравить участников и посетителей пришел представитель управления культуры Воронежа Николай Комолов.

– Наверное, нет картин плохих или хороших, – отметил Николай Анатольевич. – Есть картины, которые нравятся, и есть те, которые менее близки мировосприятию конкретного человека. Мне очень многое здесь нравится. Эти работы заставляют остановиться возле них, приглядеться, подумать о чем-то своем. Здорово, что в наше бурное время люди находят время для творчества.

– Наша экспозиция называется «Живопись выходного дня», – рассказала «Берегу» арт-директор студии Ольга Ерина. – Мы выставляем работы непрофессиональных художников уже второй год подряд. В этот раз представлены 180 полотен 40 авторов. До того как прийти в студию, они никогда не брали кисточек в руки. Но, пройдя обучение по специальной экспресс-методике, смогли создать замечательные произведения. Как ни странно, среди наших воспитанников довольно много предпринимателей и бухгалтеров. Вероятно, люди таким образом хотят раскрыть те грани личности, которые оказываются невостребованными на работе. А кто-то просто хочет расслабиться...

Заниматься в «Палитру» приходят и дети, и молодые люди, и пенсионеры; самой старшей «ученице» – 74! Времени для такого времяпровождения много не требуется: выходных вполне достаточно. Кто хочет – занимается чаще. Тут уже все зависит от желаний и возможностей.

От возможностей же зависит и то, будет ли человек учиться вообще: несмотря на регулярно проходящие бесплатные мастер-классы, студия все же коммерческая. А чем она отличается от обычной художественной школы? Прежде всего тем, что работает по экспресс-методике интуитивного правополушарного рисования. А уж в рамках методики можно пробовать что угодно. Техники здесь – на любой вкус: акварель, пастель, гуашь. Выбирайте.

Просто пятна

Психолог, доказавший, что полушария человеческого мозга могут действовать автономно друг от друга, получил Нобелевскую премию. Методика интуитивного правополушарного мышления разработана давно. И на Западе успешно реализуется уже не одно десятилетие. Да и в Питере подобные школы работают порядка двух десятков лет. Что же касается Воронежа, здесь первыми были именно те, кто организовал выставку «Живопись выходного дня».

Методика довольно незатейлива, но приносит удивительные результаты. Занятие начинается с того, что человек создает фоны. Берет в руки кисточку – и просто делает пятна. Формирует набор красок, цветов и оттенков, которые наведут его на мысль о содержании будущей работы. И тут на передний план выходит образ.

Это – тот переломный момент, когда рождается собственно творчество. Человек, возможно, сам того не ведая, начинает создавать некую эстетическую систему. Задача наставника в том, чтобы помочь оформить эту систему, этот образ в законченную работу.

Все случается настолько быстро, что новоявленный художник даже не успевает понять, что именно произошло. Придя в студию в одиннадцать утра, в пять вечера он уносит домой восемь-десять тематических (не абстрактных, то есть) работ. На руках будут, что называется, «вещдоки», которые на следующий день помогут поверить: вчерашняя сказка – не померещилась! А то находились индивиды, которые на полном серьезе сомневались в реальности происходящего.

– Все начинается с цвета, с гаммы, – объясняет технологию Ольга Ерина. – Мы учим людей погружаться в цветовое пространство. А потом из этого «пятна» может родиться все что угодно: последнее слово – всегда за автором. Работа сначала появляется в голове – художник начинает ее видеть. Причем видят все до одного! Не бывает такого, чтобы – не видели. Случается, люди приходят и говорят: «У нас нет таланта, мы ничего не знаем и не умеем». А потом через световые пятна находят сюжет будущей картины. Как будто что-то щелкает в голове. Нажимается кнопочка «выключателя».

Собственный стиль

Воспитанники студии наперебой рассказывают о том, что моменты «прозрений» наступают без всяких усилий и потуг. Наоборот – их сопровождает необыкновенная радость. Радость открытия чего-то нового, радость настоящего творчества.

Пора сказать, что студия появилась в прошлом году. И там уже успели позаниматься порядка полутысячи человек. Не все, правда, посещают «школу» регулярно: кто-то хочет создать оригинальный подарок и рисует только до тех пор, пока не добьется желаемого. Кто-то посещает занятия для того, чтобы побыть на них вместе с ребенком. Большинству вообще нравится проводить друг с другом время, вместе занимаясь творчеством. Среди тех, кто посещает студию – люди с ограниченными физическими возможностями. Одна из таких художниц, Ольга Тимофеева, рассказала свою историю: попала в автомобильную аварию, пальцы на правой руке перестали функционировать. Пришлось переложить всю нагрузку на левую.

Рисует Ольга, соответственно, тоже левой рукой, что очень сложно для человека, который от природы – правша. На то, чтобы научиться рисовать «по-новому», потребовалось пять лет. Но – не без «вспомогательной» предыстории: в девять лет девочка самостоятельно, не предупредив маму, поступила в художественную школу. Там и получила начальные навыки творчества. Начинала рисовать пастелью. Потом пошла графика. Теперь художница управляется и с гуашью. Представленные на выставке работы, очень позитивные, удалось создать буквально за неделю до мероприятия.

Талантливый человек, как известно, талантлив во всем. А если не во всем, то во многом. Чему Ольга Тимофеева – яркий пример. Помимо занятий живописью, девушка еще и пишет стихи. Причем стихотворные ее труды уже получили признание: на одном из областных поэтических конкурсов удостоились главного приза.

Педагоги студии рассказали, что их задача – не научить человека рисовать, а включить его творческое начало. Действующая выставка – прямое отражение такой «нешаблонности»: у многих авторов, несмотря на отсутствие опыта, уже четко прослеживается собственный стиль. В силу чего очень интересно переходить от стены к стене, безошибочно угадывая автора вновь увиденной работы. Такой узнаваемостью, знаете ли, отличается далеко не каждый из тех, кто гордо именует себя профессионалом. Желающих убедиться в этом выставка ждет по 18 сентября включительно.