Газета,
которая объединяет

О чем молчит Центробанк?

Рубрика: Колумнистика№ 88 (1803) от
Автор: Юрий Бабаян

Завтра пройдет ровно месяц с того времени, как руководство газеты дало мне задание написать материал о выплате средств вкладчикам банков, оставшихся без лицензии. Однако, как постоянные читатели «Берега» могли понять, текст так и не вышел. Скажу больше – он даже не написан. Почему – сейчас объясню.

Итак, краткая преамбула. С конца 2013 года Центробанк РФ лишил лицензии несколько десятков финансово-кредитных организаций за те или иные нарушения в работе. Ряд из них осуществлял свою деятельность на территории Воронежской области, соответственно, в числе вкладчиков, пострадавших от их деятельности, оказалось много жителей региона. Плюс – юридические лица, имевшие счета в данных банках. Согласитесь, достаточно оснований для того, чтобы попытаться выяснить, как идет процесс выплат за счет средств Агентства страхования вкладов (АСВ) и какая судьба ждет деньги, «зависшие» на счетах юридических лиц. Тем более, что, по слухам, среди них были не только коммерческие, но и муниципальные (или государственные) предприятия.

16 июля в воронежский филиал ЦБ РФ и в офис АСВ мною были направлены вопросы, без ответов на которые написать данный материал просто не представлялось возможным. В тот же день от адресатов писем были получены уведомления о прочтении писем. И – тишина…

Как правило, столь длительный отказ от общения с прессой свидетельствует об одном: ведомству невыгодно поднимать эту тему и оно всячески пытается не допустить появления публикации на страницах газеты. Значит, есть что скрывать. Но, не давая журналистам нужной информации, работники филиала Центробанка и АСВ тем самым позволяют сотрудникам газеты додумывать ответы на вопросы, оставленные ими без внимания.

Итак, попытаемся понять, почему сразу два разных ведомства (хоть и связанные между собой общим подчинением ЦБ РФ) проигнорировали запросы «Берега». Начнем с вопросов, отправленных в местный филиал Центробанка. И – додумаем ответы с учетом желания сотрудников филиала замолчать эту тему.

Вопрос №1. «Какое количество банков, осуществлявших свою деятельность на территории Воронежской области, были лишены лицензии за последний год?» Ответ предположить сложно. В принципе, журналист это может выяснить и сам, пробив, какие из десятков банков имели свои представительства в регионе. Отсюда возможный ответ: «Вам интересно – считайте сами».

Вопрос №2. «Какие суммы воронежских юридических и физических лиц «зависли» на счетах в этих банках в результате отзыва лицензии?» Попытка не отвечать на него может означать лишь один вариант ответа: «Зависло столько, что ни средств АСВ, ни остатков средств и имущества банков не хватит для их погашения».

Вопрос №3. «Какие юридические лица, осуществляющие свою деятельность в Воронежской области, имели наибольшие остатки средств на счетах банков, лишенных лицензии? Есть ли среди них структуры государственной или муниципальной власти, муниципальные или государственные учреждения и предприятия?» Тут отсутствие ответа позволяет додумать, что на счетах банков-банкротов зависло колоссальное количество средств, имеющих прямое отношение к консолидированному бюджету Воронежской области.

Вопрос №4. Как будет осуществляться выплата «зависших» в этих банках средств юридическим лицам? Есть ли у них надежда на то, что хотя бы часть этих денег будет им возвращена? Здесь, видимо, следует ответ из Данте: «Оставь надежду всяк сюда входящий».

За АСВ тоже можно додумать интересные варианты ответов. Попробуем навскидку.

Итак, вопрос №1. «Какой объем средств был направлен АСВ на выплаты вкладчикам из Воронежской области за период с июля 2013 по сегодняшний день?» Видимо, сумма настолько мизерная по сравнению с «зависшими» вкладами, что ведомство просто стесняется называть ее.

Вопрос №2. «Вкладчики всех ли банков получили причитающиеся им выплаты за счет средств АСВ, или по каким-то финансово-кредитным организациям выплаты еще продолжаются?» Тут напрашивается ответ: «Да мы еще и не начинали. И не начнем». Ну, напрашивается, потому что не стали отвечать никак, вы понимаете.

Вопрос №3. «Были ли в Воронежской области случаи отказов вкладчикам в выплате средств из фондов АСВ? Если были, то по каким основаниям?» Предполагаемый ответ: «Молодой человек, мы вам уже сказали, что никому ничего выплачивать не будем. И никаких оснований нам для этого не нужно».

Понятно, что все, написанное выше – бред. Но бред не полностью бессмысленный. Повторюсь, журналист всегда имеет право додумать, если ему отказывают в предоставлении информации. Поэтому я надеюсь, что и воронежский филиал Центробанка, и Агентство страхования вкладов все же соблаговолят выделить полчаса для написания ответов «любознательным» журналистам. А до тех пор считаю себя вправе настаивать именно на тех вариантах ответов, которые описал выше…