Газета,
которая объединяет

Карлики и агрессоры

Рубрика: от
Автор:

Федеральные органы власти готовят ряд новых сюрпризов автолюбителям. Государственная Дума всерьез планирует ввести штраф за агрессивную езду, а правительство РФ – добавить ряд ограничений для вождения транспортных средств по состоянию здоровья.

Среди предлагаемых ограничений есть как вполне понятные, так и весьма удивительные. Не вызывает нареканий, например, запрет садиться за руль в связи с серьезными проблемами зрительных органов. Поддерживаю на сто процентов. Кроме того, нельзя управлять транспортными средствами, если у человека имеются заболевания, вызывающие сильное головокружение. Тоже соглашусь. Но вот запрет управлять пикапами, автомобилями с прицепами, автобусами, троллейбусами, трамваями и грузовиками для людей с ростом ниже 150 сантиметров – это уже перебор. Авторы проекта постановления ссылаются на мнение медиков, согласно которому малый рост может стать причиной ДТП.

Что до меня, то я уверен: малый рост и ДТП – явления, не связанные между собой никак. К куда большим проблемам на дороге приводит малый ум. И я сейчас – не о психических заболеваниях, с которыми, по идее, медицинскую справку, необходимую для получения прав, выдавать не должны. Я имею в виду, прежде всего, осознание рядом автолюбителей собственной исключительности на дороге, лихачество и полное игнорирование ими интересов других участников движения. То есть банальное хамство и лихачество, за которые сегодня фактически нет никакой ответственности.

Предложение ряда депутатов Госдумы штрафовать на 5 тыс. руб. за агрессивную езду вроде направлено как раз против таких проявлений «малого ума». Как утверждают разработчики законопроекта, подобные штрафы существуют во многих странах и давно уже доказали свою эффективность. В Объединенных Арабских Эмиратах, например, его размер эквивалентен 2 тыс. долларов США, и здесь лихача встретить не так-то просто.

Сама по себе идея – очень здравая. Тех, кто совершает опасные маневры, провоцируя ДТП (в т. ч. и с многочисленными человеческими жертвами), необходимо строго карать, однако к проекту закона есть ряд вопросов, которые могут не позволить благой идее претвориться в жизнь.

Во-первых, размер самого штрафа. Как правило, лихачи делятся на две категории. Первые – это те, кто разъезжает на убитой временем продукции «АвтоВАЗа» копеечной стоимости и пытается за счет маневров скрыть свои комплексы по поводу отсутствия средств на покупку качественного автомобиля. Для этих – да, 5-тысячный штраф будет серьезным наказанием. Вторые передвигаются на «Лексусах» и «Инфинити», считая, что уже одно это дает им право творить на дороге все, что они хотят. Для них пять тысяч – стоимость одной заправки. Можно ли говорить, что подобный штраф серьезно ударит по их карману? Навряд ли.

Нет, не подумайте, я не считаю, что штраф нужно дифференцировать по уровню дохода нарушителя. Так и до дискриминации по принципу финансового состояния дойти несложно. Но он должен быть выше. Значительно выше. И не беда, если для кого-то он перекроет цену самого автомобиля, на котором совершено нарушение. Зато в следующий раз человек сто раз подумает, прежде чем совершать неоправданный маневр. Если же такой штраф заставит автолюбителя вовсе отказаться от личного транспорта, то в этом тоже нет ничего страшного. Для системы дорожного движения страны потеря одного (тем более – такого!) участника пройдет безболезненно.

Второй вопрос – классификация агрессивного вождения как нарушения. Из-за проблем классификации, к слову, аналогичный законопроект был забракован депутатами два года назад. Как определить его четкие критерии? Кому отдать на откуп определение того, где – агрессивное вождение, а где – попытка избежать ДТП? Умысел – он в этой ситуации особо важен.

Понятно одно: принимать решения о классификации ни в коем случае не должен инспектор ДПС. Я сейчас говорю даже не о его возможной предвзятости и потенциальном желании оштрафовать с новой формулировкой любого, кто необоснованно перестроится из одного ряда в другой по ходу движения. Взять, например, резкий маневр водителя при переходе пешеходом дороги в неположенном месте. Предположим, в результате этого маневра произошло ДТП, на оформление которого приехали инспекторы. Как в таком случае человеку доказать сам факт существования этого пешехода, чтобы не получить многотысячный штраф?

Понятно, что для определения нарушителя, что бы именно ни сочли законодатели под агрессивной ездой, потребуются специальные средства видеофиксации. И это – третий фактор, который не позволяет мне поверить в то, что в ближайшее время на улицах Воронежа и других городов будет искоренена агрессивная езда. У нас и на видеофиксацию нарушения скоростного режима денег-то нет… Откуда в таком случае возьмутся средства на установку таких, отнюдь не дешевых систем?