Газета,
которая объединяет

Жизнь заново

Как переселенцы с Украины адаптируются к новым реалиям
Рубрика: Социум№ 76 (1791) от
Автор: Ольга Козлова

Одноэтажное здание старого родильного отделения БУЗ ВО «Семилукская ЦРБ им. А.В.Гончарова» сейчас больше похоже на общежитие. По коридорам бегают дети, из комнаты в комнату активно перемещаются взрослые. Стекла в дверях бывших палат закрыты занавесками. Так вынужденные переселенцы с Украины в пункте временного размещения стараются обу­строить для себя уголки уюта.

На многих дверях есть замки, хотя брать у этих людей по большому счету и нечего. Некоторые из них пересекали границу лишь с пакетом наскоро собранных вещей.

Когда с первой задачей – размещением переселенцев – справились, действовать начинают службы социальной защиты, центры занятости, УФМС.

– В обязанности нашего учреждения входит проведение анкетирования граждан, прибывших с Украины в пункт временного размещения, – рассказывает директор КУ ВО «Управление социальной защиты населения Семилукского района» Светлана Михина. – Мы отмечаем, когда они пересекли границу, при каких обстоятельствах. Также узнаем и стараемся удовлетворить их первоочередные нужды и потребности. Кроме того, обеспечиваем их всем необходимым: средствами гигиены, небольшими денежными суммами, одеждой. После этого начинаем сотрудничество с центрами занятости, так как многие из прибывших желают получить работу. Большинство это уже и сделало. Обычно люди себя находят в рабочих профессиях. Те же, кто пока не устроился, имеют маленьких детей или пожилых людей на попечении.

– Я из Макеевки, это совсем близко к Донецку, – рассказывает вынужденная переселенка с Украины Валентина Семкова. – Мы пересекли границу на поезде 8 июля. Когда уезжали, было как будто бы все нормально, но войска были уже в Донецке. Ждать не стали. Как только мы уехали, вывесили преду­преждающие объявления и памятки, как вести себя при бомбардировках.

Валентина Васильевна рада, что ей эти знания в ближайшее время не пригодятся.

– Там и без активных боевых действий было тяжело, – говорит она. – Начались серьезные перебои с водой, денежные и продуктовые «задержки». Наличные получить просто невозможно, единственный способ купить что-то – расплатиться картой. Однако прилавки были почти пустыми. А у меня старшая дочь инвалид первой группы, младшая – в декретном отпуске. Сама я на пенсии. Мужчин в семье нет, чего было дожидаться?

Куда возвращаться?

Переселенка, как и ее земляки, со слезами на глазах вспоминает о том, что пришлось бросить на Родине.

– Оставили все и побежали без оглядки, – рассказывает Валентина Васильевна. – Трехкомнатная квартира, укомплектованная по последнему слову бытовой техникой, друзья и знакомые… Конечно, хотелось бы вернуться к прежней жизни, но это же почти невозможно. Даже если конфликт разрешится в ближайшее время – куда возвращаться? Нет ни работы, ни зарплаты, ни продуктов. Можно сказать, что здесь мы в гораздо лучших условиях и чувствуем себя спокойно. Свободно.

Поэтому женщина вместе с младшей дочерью старается сейчас подыскать работу.

– Не подумайте, мы не привередливые – предложений-то много, – говорит Валентина Семкова. – Только у нас же маленький ребенок и инвалид. Да и я в своем пенсионном возрасте мало что могу. Я была ландшафтным дизайнером-декоратором, может, смогу найти у кого-нибудь работу на приусадебном участке.

Как и многие из вынужденных переселенцев, семья Семковых далека от категоричности в планах на будущее. Получать гражданство они не спешат, надеются, что все-таки удастся вернуться.

Новая Родина

А вот Татьяна Гончарук из Луганской области надеется на это по другой причине. У нее на Украине осталась старшая дочь.

– Мы созваниваемся часто, я прошу ее приехать, но она уверяет, что все в порядке, – рассказывает Татьяна. – Приходится ей верить, иначе можно просто сойти с ума.

Семья переселенки пересекла границу 20 июня на самолете МЧС. Она оказалась одной из первых, кто поселился в Семилукском пункте временного размещения. Поэтому Татьяну считают старостой их общежития.

– Порядок и нормальное взаимодействие соседей должны быть при любых условиях, – считает она. – Как только приехала, я поняла, что многие функции могу и хочу взять на себя, все равно же это кому-то придется делать.

Сейчас Татьяна устраивается санитаркой в Семилукскую ЦРБ, ее муж уже работает. Ближайшая цель для ее семьи – получить гражданство РФ и возможность снимать квартиру.

– Жизнь начинать с начала в любом случае, – уверена Татьяна. – И мы хотим делать это здесь.

Те, кто работает с временными переселенцами, говорят о переменчивом настроении подопечных. Когда они получают хорошие новости с Родины, то все их мысли только о том, как бы вернуться. Когда же узнают, что дома все не очень хорошо, подумывают о получении российского гражданства. Однако надеются они всегда на одно: на то, что завтрашний день будет лучше вчерашнего.

В ТЕМУ

Результаты анкетирования украинских беженцев, находящихся на территории России, показали, что половина семей хотят остаться в России и получить постоянное место жительства. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на главу ФМС Константина Ромодановского.

«Данные свидетельствуют о намерении 70% находиться на территории России более года, 48 — постоянно проживать, а половина анкетированных прибыли с детьми (1921 человек)», — сообщил глава ведомства. Кроме того, Ромодановский сообщил, что срок пребывания покинувших Украину продлили на 180 суток.