Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
С западным лоском
Программа фестиваля «Открыто!», проведенного силами Академии искусств в здании Мариинской гимназии, включала в себя концерт группы «Новые композиторы». Этот легендарный коллектив с тридцатилетней историей по праву считается одной из самых заслуженных команд отечественной электронной сцены.
Клубный распорядок
Если разобраться – ничего удивительного в такой неосведомленности публики нет. «Новые композиторы» в последнее время выступают не очень часто. К тому же предлагают слушателю то, что в музыкальных магазинах продается под грифом «experimental». Ценителей разного рода экспериментов всегда было немного: большинству подавай то, что уже переиграно вдоль и поперек и знакомо до ломоты в позвоночнике.
Возможно, поэтому концерт гастролеров собрал значительно меньшую аудиторию по сравнению с той, на которую потенциально претендовал. Как-то не видно было «продвинутых электронщиков», которым, вообще говоря, стоило бы поинтересоваться истоками их любимых музык. Тем не менее, слушателей собралось достаточно – для того, чтобы событие имело место быть.
Алахов перед началом сета признался, что «эстрадный» формат выступлений для группы не вполне привычен. «Новые композиторы», как правило, выступают в клубах, а тут – сцена Мариинской гимназии (еще недавно бывшей Домом офицеров)! Правда, со временем организаторы «угадали»: начало концерта пришлось на 10 вечера. Распорядок вполне клубный!
Группа отыграла концерт концептуальной электронной музыки с использованием гитары, рояля и редких этнических инструментов. Концептуальной – потому что музыканты решились на весьма смелый шаг: программу было решено делать с уклоном в патриотическую тематику. Не подчистую, конечно, то есть – не всю. Но заданный вектор прослеживался явно: звучала и «Темная ночь», и другие известнейшие песни из популярных советских фильмов.
Просто хорошо
Пытаться стилистически определить музыку «Новых композиторов» – дело неблагодарное. Это из серии «похоже на всех и ни на кого в частности». Коллектив выдал множество вроде бы избитых приемчиков – из разряда тех, что в ходу как у местных ди-джеев, так и у звезд мирового значения. На выходе получился почти что типичный лаунж, но с одной важной пометкой: класс музыкантов был заметен даже в таком «фоновом» формате.
Изысканные «сеточки» время от времени вплетал в общую музыкальную канву гитарист. Кое-где даже успевал спеть. Хотя вообще-то основные вокальные партии исполняла девушка. Эта деталь, женский вокал, придала музыке и без того явно неместного вкуса еще больше западного лоска.
Как полагается в клубе, народ ходил по залу – туда-сюда. Разве что не так активно. И, тем не менее, атмосфера мало напоминала строгий «академический» концерт. Что представляется очень правильным: искусство должно быть свободно. Зрительское кресло – не рабочее место. Впрочем, музыканты, бывает, из-за таких перемещений расстраиваются.
Ситуация вышла двоякая: несмотря на то, что коллектив – действительно не из последних, его можно было бы спокойно заменить на одного из многих западных коллег по цеху. Разве что та же «Темная ночь», скорее всего, не прозвучала бы. И всяких правильных слов, наверное, не было бы сказано – о том, в частности, что войны должны стать приметой прошлого, а не настоящего.
Музыкально «Новые композиторы» не поразили. Хотя и цели такой, скорее всего, не ставили. Ведь нередко в определенный момент эксперименты сводятся к формуле «сделай попроще, но получше». Здесь, видимо, реализовался именно такой сценарий. Как, кстати, и у многих прочих «мэтров», не утративших с годами чувство прекрасного.
Трудно оспаривать то, что сделать «просто хорошо» – не последний вариант. Ведь частенько в целенаправленной погоне за оригинальностью теряется качество. Включается искусственность – и искренность там уже не заночует.
«Новые композиторы» же продемонстрировали пусть и несколько «усредненный», но все же очень добротный материал, действительно способный вызвать интерес широкой публики. Воронежский концерт – тому подтверждение.