Газета,
которая объединяет

Уповая на чудо

Светлана Сурганова пооткровенничала с воронежскими поклонниками
Рубрика: Культура№ 20 (1735) от
Автор: Марина Хоружая

В Воронежском концертном зале практически при полном аншлаге выступила экс-солистка «Ночных снайперов», а ныне лидер коллектива «Сурганова и оркестр», Светлана Сурганова. Программа называлась просто и емко – «10 лет». И была, соответственно, посвящена первому творческому юбилею коллектива.

Воронежские поклонники по такому случаю устроили Светлане множество сюрпризов: мало того, что через весь зал был растянут огромный плакат с надписью «спасибо за 10 лет», а добрая половина зрителей держала в руках красные гелиевые шарики в виде сердечек – Сурганову еще и завалили охапками цветов (преимущественно желтых тюльпанов) и подарками.

Пригласила покинуть зал

Среди подношений мы заметили глиняную вазу ручной работы с букетом из колосков, симпатичного гипсового ангелочка, а апофеозом всему стал шикарный торт в виде корабля с алыми парусами, который на сцену вынесли три девушки после исполнения песни «Корабли».

Программа, которую Светлана представила на суд воронежской публики, несколько отличалась от того, что она привозила раньше. Певица разделила ее как бы на три части – «песни влюбленного человека», «дорожно-парковая лирика» и «фестивальные песни». Сурганова исполнила «Апрельскую», «Ангел седой», «В небе, полном звезд», «Ленинград» и даже песни Утесова. «Птицы» воронежцы исполняли вместе с Сургановой – стоя. А вот долгожданной «Мураками» так и не прозвучало. Зато с большим чувством певица продекламировала стихотворение Иосифа Бродского «От окраины к центру».

Кто-то слушал любимицу, затаив дыхание и внимая каждому ее слову, а кому-то было все равно, что пытаются музыканты донести со сцены, главное – «подвигать телом». Спустя час певица извиняющимся тоном предложила зрителям … покинуть зал. «Мой самый большой комплекс – боюсь быть навязчивой, – выдала Сурганова. – Так что если вдруг кто устал, не стесняйтесь, выходите из зала. Я такой человек, я все понимаю…» Зрители недоуменно посмотрели на Свету и, понятное дело, остались на своих местах.

На концерте присутствовали родственники Сургановой по материнской линии, проживающие в нашем городе. Троюродные сестры Надя и Лена привели на концерт свои семьи – родителей (тетя и дядя Сургановой), мужей, детей. В гримерке они радостно вспоминали прошлое. Как выяснилось, маленькой девочкой Сурганова частенько бывала в нашем городе. И с удовольствием изучала достопримечательности Воронежа благодаря сестре Лене, с которой в детстве исходила его вдоль и поперек. Кстати, коллекция воронежских подарков после визита родни заметно утяжелилась. Сестры принесли Свете кучу сувениров, обожаемые ею «Песни Кольцова», «Воронежские» и конфеты ручной работы «Императорское высочество», которые изготавливают в Рамони.

Почти платье

– Я чаще встречаюсь с молодой частью нашего семейства, а вот старшее поколение давно не видела, – рассказала после концерта журналистам Светлана. – Поэтому, конечно, сильно волновалась!

– Несколько лет назад вы сказали, что ради пиара никогда не пойдете на телевидение. Мол, вас и так слушают. Сейчас же какой канал не включи – везде Светлана Сурганова…

– Я сказала немножко не в том контексте! Я не пойду в ущерб концертам! Как раз в те времена меня приглашали на съемки «Две звезды», а у коллектива уже был расписан график, объявлены концерты в разных городах. Это неправильно – жертвовать городами ради съемок. Даже на Первом канале. В общем-то, мы и сейчас придерживаемся той же политики. Но удается так выстраивать график, что со съемками он не пересекается.

– Вместе с другими артистами вы принимали участие в программе «Живой звук» на канале «Россия». Кто из участников больше всего поразил?

– Вика Дайнеко. Мало того, что красавица, так еще и голосистая – очень профессионально поет. Потрясающая подача, потрясающее владение английским. Ну и, конечно, Юрий Стоянов... Помимо того, что он потрясающий ведущий, еще сразил меня как музыкант, как фехтовальщик, как мужчина. И просто как личность.

–Зимой к нам приезжал Шура и рассказывал, что после вашего чудесного дуэта «Молитва» вы очень подружились. Он восхищался совместной работой, а заодно рассказал, что «сделал из вас женщину» – поставил на шпильки, одел в вечернее платье. И где же эта красота?

– Если вы обратили внимание, в первом отделении на мне были ботинки с каблуком семь сантиметров! Это для меня почти смертельный номер – очень долго привыкала. Тем не менее, теперь отплясываю на каблуках. А платье надо специально шить под концерты, потому что в моих концертных нарядах нужны специальные технические отверстия… У меня есть отличный фрак – это почти платье!

Новый опыт

– Светлана, вам знакомо понятие «кризис жанра»? И знаете ли вы, как с этим бороться?

– Любой творческий человек знает, что это неизбежно – как вдох и выдох. Поэтому надо совершенно спокойно к этому относиться – как к очередному этапу. Не паниковать, переждать, пережить. Прекрасное время что-то понять, проанализировать; в общем, не суетиться в такой момент. А максимально получать от него пользу.

– Я очень удивилась, узнав, что вы собираетесь участвовать в национальном отборе «Евровидения». Многие артисты, отвечая на вопрос о «Евровидении», называют его «местечковым конкурсом», на котором профессионалам делать нечего. Что вам может дать это участие?

– Любопытно! Это очередной эксперимент. Но пока все – на уровне разговоров-переговоров, сроки постоянно откладываются. Не знаю, дойдет ли вообще до дела. Я к этому серьезно не отношусь – так, с улыбкой.

–А к смене амплуа серьезно относитесь? У вас теперь есть спектакль «Плавание» по Бодлеру. Вы там и песни поете, и драматические линии выстраиваете…

– Это тоже новый опыт. Сценическая география, взаимодействие с актерами, пластика, умение работать в коллективе, умение слышать режиссера... Интересно! Я ведь всю жизнь – сама себе режиссер, под чьей-то редакцией никогда не выступала. Теперь интересно прислушиваться к чьему-то мнению, выполнять чью-то творческую задумку, творческую задачу. Режиссерскую,в данном случае. Это классно! Плюс я сделала для себя столько открытий среди молодых актеров, с которыми успела познакомиться: столько очарования! Светлая страница в моей жизни, я считаю. Дай Бог, приеду с этим спектаклем и в Воронеж. С ним надо гастролировать, показать его как можно большему количеству людей. Несмотря на серьезность и сложность бодлеровских текстов – а, помимо Бодлера, там еще звучат и Цветаева, и Мандельштам, и Бродский – режиссеру удалось так все скомпилировать, что ощущения после спектакля остаются очень светлыми и позитивными.

– Какую публику вы себе представляли, и какая в итоге пришла на спектакль?

– Ну, так примерно и представляла: смесь моих поклонников и театральной публики. Сколько получилось в процентном соотношении, сложно сказать. Но наших больше!

–А что из прочитанного в последнее время вас поразило?

– Дмитрий Чернышев «Как люди думают» – очень хорошая книга, всем рекомендую. Сейчас я читаю «Мы и наш мозг» Дика Свааба.

Чтобы не набить оскомину

– Вам сегодня торт подарили, а вы вообще – сладкоежка? Съедите его?

– Ну, я попробую. Как минимум…

– А сами способны на какие-то кулинарные подвиги?

– Я люблю гречневую кашу с пармезаном – это мой главный кулинарный подвиг.

– Сейчас артисты разделились на два лагеря: одни поддерживают Жанну Фриске, а другие – к примеру, Елена Ваенга – осуждают. Нельзя, мол, афишировать болезнь, собирать деньги у народа на лечение…

– Как это вообще можно осуждать? Большая трагедия случилась! Я очень сочувствую Жанне. Это большая печаль. Если люди могут как-то помочь, то, конечно, надо помогать. Нет ничего зазорного в том, что человек обратился за помощью.

–Наш народ любит пересчитывать дома-яхты звезд и не понимает, почему при таком финансовом благополучии нужно просить денег у фанатов…

– Наверное, мы не обо всех обстоятельствах знаем. Зачем так категорично судить? Если человек обращается – значит, есть такая необходимость. Самое печальное, что там, похоже, четвертая стадия, и все бесперспективно. Но я считаю, что всегда в жизни есть место чуду. И уповаю на него.

– Тем более, далеко ходить не надо – чудо и с вами произошло. Вы никогда не «светили» личной жизнью, а недавно вдруг подались в откровения – рассказали, что перенесли онкологию, что вы приемный ребенок. А почему вдруг решили это обнародовать? Какой-то перелом в жизни произошел?

– Я бы и дальше молчала, но меня все время тащат на телик. Я не люблю медийность, но руководство настоятельно просит... Мой директор уверяет, что иначе люди не будут ходить на концерты. На интервью корреспондентов ведь всегда интересуют жареные факты. Им неинтересно слушать про Бродского, про театр. И публике тоже. Такой вот шоу-бизнес! Я перестала сопротивляться, и, вы знаете, стало приходить много писем со словами благодарности. Мой жизненный опыт кому-то помог. И может пригодиться еще многим. В один прекрасный момент я подумала: «А почему, собственно, надо это все держать в себе, в своей скорлупе?» Я ведь не самый худший представитель человечества; мне есть что сказать. И я теперь готова говорить. Вы, конечно, можете возразить – мол, Высоцкий никогда не пиарился, а его знала вся страна. Но сейчас другое время. Единственное, чего не хотелось бы – быть назойливой, себя навязывать. Мы стараемся политику вести достаточно аккуратно, чтобы не набить оскомину.