Газета,
которая объединяет

Почти семейный подряд

В художественном музее им. Крамского выставлены «плоды» международного академического пленэра
Рубрика: Культура№ 11 (1726) от
Автор: Оксана Мишина

Специалисты в один голос называют эту экспозицию неординарной и уникальной – так тому и быть. Выставка по итогам международного академического пленэра «На родине И.Н. Крамского 2013», недавно открывшаяся в художественном музее им. Крамского, объединила лучшие произведения, созданные представителями нескольких (не только российских) городов минувшим сентябрем в Острогожском и Подгоренском районах Воронежской области.

Два этажа музейного выставочного зала отданы под показ живописи, графики и акварели в авторстве семнадцати профессионалов. Почти три сотни работ членов Союза художников из Москвы, Пензы, Курска, Липецка, Тамбова и, естественно, Воронежа, к которым примкнул украинец из города Сумы Иван Гапоченко – вот арифметика с географией «отчетного» пленэра.

Группа товарищей

Народные и заслуженные художники России и Украины, члены-корреспонденты Российской академии художеств и просто талантливые мастера создали ту самую неординарность, которая отличает пленэрную выставку. Хорошие и разные авторы – Любовь Вижуткина, Иван Гапоченко, Елена Динкевич, Андрей Дубов, Павел Золотов, Александр Лавров, Раиса Лебедева, Олег Малявкин, Владимир Шкалин, Евгений Щеглов, Ирина Токарева, Владимир Пименов, Любовь Савельева, Дмитрий Савинков, Олег Савостюк, Николай Третьяков, Михаил Трунков – обеспечили экспозиции не только жанровое, но и стилевое разнообразие. Эклектичность такого рода – закономерна и прогнозируема: творческий почерк, исполнительская манера и, наконец, эстетические пристрастия каждого из авторов – отдельная, самостоятельная позиция. И тем она сильнее «выламывается» из ряда вон, чем глубже личность творца. А поскольку мы имеем дело со сложившимися художниками – с глубиной личности у каждого из них полный порядок.

Покривлю душой, если скажу, что все понравилось в равной степени – так не бывает. Тонкая, обладающая высочайшей живописной культурой письма Раиса Лебедева, слегка декоративный, «берущий» потаенной экспрессией Олег Малявкин, интеллектуальный и одновременно простой (якобы) Андрей Дубов, психологичный и эрудированный Евгений Щеглов, брутальный (для акварелиста – едва ли не нонсенс), сочный Владимир Шкалин и, конечно, остро поэтичный лирик Николай Третьяков – может, и не все мои «фавориты». Но в первую очередь захотелось отметить именно эту «группу товарищей».

Не сомневаюсь, что у каждого посетителя пленэрного вернисажа выявились свои любимцы из числа его участников: публика на открытие собралась в таком количестве, что в единомыслии зрительскую толпу подозревать не приходится. И такое паломничество в музей (совпавшее с открытием Года культуры в Воронеже, по случаю чего посещение «культурных» учреждений объявили бесплатным) – само по себе событие.

Намоленное место

– Без Крамского, юбилею которого был посвящен академический пленэр на родине мастера, мы обойтись никак не можем, – открыл выставку директор музея Владимир Добромиров. – Потому что он – хранитель тех традиций, в которых продолжают работать современные художники.

Руководитель департамента культуры и архивного дела Елена Ищенко квалифицировала выставку как «совершенно фантастическую». А главный организатор проекта, директор Воронежского художественного училища Сергей Гулевский подчеркнул: по существу, в пленэрной экспозиции – семнадцать персональных выставок. Поскольку в музей попали не только работы, созданные на родине Крамского, но и те, которые сами авторы посчитали нужным включить в коллективное собрание.

Тамбовчанин Павел Золотов признался: в компании, которая не впервые отправлялась на пленэр в Острогожск, люди стали друг другу по-настоящему родными. «Это как в семье: все, что происходит, касается каждого. Пора уже, наверное, какое-то название придумать нашему творческому объединению…»

Народный художник СССР Олег Савостюк, который в Воронеже – действительно свой человек (последние годы неизменно возглавляет государственную экзаменационную комиссию в нашем художественном училище), уверен: «Пленэр – огромная сила в изобразительном искусстве. Потому что там многие вещи формируются и обсуждаются». И благодарен за поддержку воронежскому губернатору, который очень доброжелательно отнесся к участникам проекта.

– Картины писать легко, – блеснул чувством юмора москвич. – А вот вежливым быть очень трудно. Так что скажем искреннее спасибо Алексею Васильевичу и его супруге, Татьяне Александровне. А также – всем сотрудникам музея
им. Крамского: это место – намоленное. И искусством, и историей; работы здесь смотрятся особо выигрышно. А вера в наши творческие силы, которую исповедуют воронежцы, рождает уверенность в том, что у искусства есть будущее.