Газета,
которая объединяет

С «красным» подтекстом?

Почему антиникелевцы закрыли лагерь на Сорокинском поле
Рубрика: от
Автор:

Сразу ряд событий, так или иначе связанных с движением против разработки никеля в Новохопер­ском районе, произошли в январе. На днях Тверской суд Москвы продлил до 22 апреля срок нахождения в СИЗО казачьему атаману Игорю Житеневу и активисту движения «Стоп никель» Михаилу Безменскому, обвиняемым в вымогательстве денег у УГМК.

Кроме того, антиникелевцы начали очередной сбор подписей за полное прекращение всех работ на участке, а также временно свернули находящийся рядом с поселком геологов экологический лагерь.

Вымогательство и шантаж

Житенева и Безменского, напомним, следствие обвиняет в вымогательстве средств у лицензиата никелевых месторождений – «Уральской горно-металлургической компании» – в обмен на прекращение протестных акций. По данным МВД, фигуранты угрожали продолжать портить имущество компании в случае отказа от сотрудничества.

По версии следствия, Безменский получил от УГМК в общей сложности более 9 млн руб. и потратил их на личные цели. Его задержали 26 ноября при передаче очередного транша в 15 млн руб. После этого в Борисоглебске был задержан с поличным атаман Национальной культурной автономии казаков Новохоперска Житенев.

Рядом противников разработки никеля в Новохоперском районе вина Безменского даже не оспаривается.

«Безменский на самом деле хотел свою выгоду от протестов получить. Тут точка», – написал на странице в одной из социальных сетей координатор движения «В защиту Хопра» Константин Рубахин.

Житенев же, убежден координатор, уже и не знал, чего хотел. Рубахин намекает на элементы шантажа, примененные к казачьему атаману и касающиеся в том числе его родных и близких. Вспоминает также про события 13 мая, когда после столкновения с работниками ЧОПа, охраняющего поселок геологов, тот попал в больницу. По мнению Константина Рубахина, полученные травмы как раз могли стать причиной «непонятного» поведения соратника.

Гамма-фон протеста

Впрочем, сам факт того, что, защищая атамана, координатор движения «В защиту Хопра» безапелляционно заявляет о вине активиста движения «Стоп никель», не должен никого удивлять. По информации «Берега», между этими двумя структурами в последнее время наблюдается, мягко говоря, недопонимание. Прежде всего – по поводу закрытия лагеря возле поселка геологов, который служил своеобразной «пограничной заставой», откуда членам движений поступала оперативная информация о начале работ.

Официальные причины его закрытия, как утверждается, следующие. Во-первых, «сложность дежурств в силу эмоциональной трудности наблюдать этот беспредел». В-вторых, «высокая финансовая затратность и низкая польза для дела». В-третьих, «повышенная радиация». И в-четвертых, возможность различных провокаций со стороны УГМК.

Четвертый аспект оставим без ответа: и УГМК, и их противники регулярно обвиняют друг друга в провокациях. По поводу сложности дежурств тяжело не согласиться: морозной зимой находиться в палатках – трудно не только эмоционально, но и физически. Вопрос с финансами тоже не обсуждается. А вот информация о повышенном радиационном фоне представляет определенный интерес.

По мнению заведующего кафедрой ядерной физики ВГУ профессора Станислава Кадменского, обвинения эти – надуманные. Группа сотрудников кафедры, оснащенная самыми современными измерительными приборами, выезжала в декабре на Елкинское месторождение и проводила все необходимые замеры.

– По гамма-фонам на территории Новохоперского района все спокойно, – уверен Станислав Георгиевич. – Они находятся в пределах 7-15 микрорентген в час при среднем значении в 12 микрорентген в час. Эти результаты типичны для районов Воронежской области, в которых нет выхода гранита.

Эколого-политический пиар

Если с гамма-фоном в районе все в порядке, то вот с фоном общественно-политическим – не совсем. Как сообщили корреспонденту «Берега» некоторые активисты движения, в последнее время ситуацию с разработкой никеля стали использовать в целях пиара определенные политические структуры. Прежде всего – КПРФ.

В частности, накануне закрытия лагеря сюда высадился «десант» из молодых членов компартии, которые провели фотосессию на фоне их атрибутики и партийных флагов, после чего стали проводить агитацию за восстановление лагеря силами воронежских коммунистов.

Это вызвало серьезную полемику, в том числе и в социальных сетях, где противников разработки возмутил сам факт возможности политизации их работы.

– Позже лагерь будет возобновлен, – полемизирует с представителями движения из числа коммунистов один из активистов движения «Стоп никель». – Но это будет именно экологический лагерь против добычи никеля в Черноземье, а не политическая ставка КПРФ.