Газета,
которая объединяет

«Развели» бабок на «бабки»

Воронежских пенсионеров втянули в очередную аферу

На первый взгляд все выглядит красиво и безобидно. Вроде бы – обычные дистанционные продажи. Приходит человеку яркий каталог, он выбирает понравившийся товар, делает заказ и получает свою покупку по почте. Но привычная операция может грозить финансовым крахом.

Четыре года назад Галина Смагина (имя изменено по просьбе героини публикации), пенсионерка из Воронежа, инвалид I группы, познакомилась с фирмой ООО «Русбьюти». А также заочно – с загадочными Патрисом Дюпоном, директором предприятия по проведению маркетинговых акций, и некой Марией Дюваль.

Купи слона

Сначала пенсионерке предложил свои услуги клуб «Книжный салон» из «Русбьюти».

– При моем состоянии здоровья – очень удобно. Читать я люблю, для меня книги – радость в жизни, отдушина. А в «Книжном салоне» все издания хорошие, много редкостей, – делилась своими впечатлениями пенсионерка.

Но стоило заказать несколько книг – как каталоги посыпались ворохом. На женщину кинулась вся «шайка-лейка» фирмы «Русбьюти»: «Книжный салон», ООО «Покупки на дом», «Здоровье Комфорт», «Клиника здоровья». Правда, от перемены названия лавочка не меняется. Предлагали БАДы, кухонную утварь, одежду. Галина Ивановна прогнозируемо начала заказывать и эти товары.

Вскоре началось просто невероятное. Покупательнице стали приходить поздравления, почетные грамоты и удостоверения почетного клиента, лучшего клиента, золотого клиента – за преданность компании. А еще – пестрые открытки с громкими сообщениями о том, что пенсионерка стала победительницей акций и выиграла суперприз! Вместе с каталогами ей приходили разные сертификаты, ваучеры и уведомления – «Грандиозная национальная акция с вручением 1 000 000 рублей!». «Сегодня знаменательный день, потому что подтвердился факт: Вы стали победителем Акции с Главным Призом – 450 000 рублей. И это произошло с Вами!.. Приложенный Призовой Сертификат это подтверждал: «Вы успешно прошли все этапы отбора»… Согласитесь, будет очень обидно, если Вы потеряете 450 000 рублей только из-за того, что не удосужились просто ответить на это письмо!» Заманчиво, не правда ли?

Вымогателей заказывали?

Вот только чтобы получить денежный приз, клиент должен заказать очередную порцию барахла по каталогу на определенную сумму, потом отправить документы в течение определенного времени. В некоторых случаях требуется «получить доступ к счету», «активировать счет» – опять же через заказ товаров. Доверчивые люди начинают добросовестно совершать все эти операции – и ничего не получают взамен. Обиднее всего то, что все товары можно купить задешево на рынке или в магазине, не тратя денег на почтовые расходы…

– Стоимость вещи по каталогам «Русбьюти» и так немалая, – рассказала нам пенсионерка, – в итоге же какой-нибудь халат выходит втридорога – пока оплатишь почтовые расходы, комиссии, доставку.

Но женщина осознала это сравнительно недавно, а тогда, получив кипу писем с уведомлениями о выигрышах – она кинулась совершать покупки.

Вскоре квартира доверчивой бабули ломилась от ненужного хлама – сковородок, кастрюль, пластиковых баночек с пилюлями, полотенец, прихваток.

– Перестань делать заказ – приходит уведомление: мол, вы рискуете лишиться своего статуса и возможности получения приза… И опять начинаешь делать заказы. Так и получаешь «обещалки» – и ничего более, – возмущается пенсионерка.

Ни главного, ни второстепенного призов женщина так и не получила. Пришло, правда, несколько объяснений со стороны фирмы. Оказывается, «совершил ошибку оператор». И чтобы опять стать призером – нужно сделать очередной заказ.

Так продолжалось несколько лет – Галина Ивановна продала гараж. Все вырученные деньги спустила в «Русбьюти»…

Мошенники или...

Галина Ивановна, осознав, что попала на рекламный крючок, обратилась в правоохранительные органы. Впрочем, в возбуждении уголовного дела женщине опять же предсказуемо отказали. С одной стороны – вроде бы мошенничество, а с другой – к дельцам из «Русбьюти» реально трудно подкопаться. Здесь – всего лишь ловкий коммерческий фокус. Клиентам приходят сертификаты и уведомления о призах. А дальше – следите за руками – мелким шрифтом, сливающимся с общим фоном листа, где-нибудь сбоку – важная информация: «см. условия акции внутри конверта» и «не является финансовым документом». Условия акций и впрямь набраны внутри конверта. Из них следует: победитель – каждый клиент, получивший бумаги информационного характера; клиент, сделавший заказ на определенную сумму, может претендовать на приз, а весь сыр-бор затеян для продвижения новых товаров, и вообще компания ничего никому реально не обещает.

Потому и неудивительно, что отказ в возбуждении уголовного дела правоохранители мотивировали отсутствием состава преступления. Ведь что на деле получается? Человек заказал вещь, оплатил ее и получил. Все остальное – «замануха» для покупателя, просто реклама...

Тем не менее в отделе полиции №3 напомнили, что женщина может обратиться в прокуратуру и в суд. Теперь это понимает и наша читательница, но кто-то еще верит фирме. Как рассказала женщина, почтовыми покупками «заразились» многие ее знакомые, близкие, соседи.

– Большинство уже давно поняли, – признается нам женщина, – что никаких призов не получат. А к юристам редко кто обращается – людям стыдно признаться, что их провели, как малых детей.

ЭКСПЕРТ

Александра Тищенко, руководитель Воронежского общества защиты прав потребителей:

– Рекомендую читать в первую очередь то, что в конце рекламного предложения, под звездочкой и мелким шрифтом. Как правило, именно там содержится важная информация, которая и нужна потребителю.

В некоторых случаях обещания на листовках и буклетах с точки зрения гражданского законодательства можно расценивать как возложение на продавца определенных обязательств – например, выдачи суперприза. И если все условия акции покупатель выполнил, а подарка нет – можно и в судебном порядке обязать продавца передать суперприз потребителю.

Не стоит забывать и про возвраты. Человек, оплативший товар сгоряча, под влиянием эмоции, может вернуть деньги. Для купивших товар дистанционно законодатель установил особые сроки для возврата – в течение 7 дней с момента получения товара. А если в документах на товар не указан срок и порядок возврата, то срок продлевается до 3 месяцев. Единственное, что потребитель обязан возместить – это стоимость пересылки. Покупка должна иметь товарный вид, а пользоваться ею нельзя. До получения посылки с товаром возврат денег и отказ от товара возможен в любой момент.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Пять признаков «развода» на деньги по почте:

1. Если продавец сообщает о крупном выигрыше и при этом настойчиво навязывает товар.

2. Если предлагаемый товар можно купить в магазине за меньшие деньги.

3. Если в рекламных материалах вместо адреса фирмы указывается только номер почтового ящика.

4. Если часть текста набрана мелким шрифтом и (или) почти сливается с цветом бумаги.

5. Если акцентируется внимание на том, что фирма очень известная, но ее название ни о чем не говорит.