Газета,
которая объединяет

Черная пятница

Рубрика: Колумнистика№ 132 (1706) от
Автор: Анна Жидких

Знаете, какой сегодня праздник? Международный? День отказа от покупок! Ежегодно в конце ноября жители многих стран мира в течение суток соблюдают добровольный «мораторий» на любые приобретения в магазинах. «Подписываются» тем самым под грустным выводом социологов насчет того, что «потребительская эпидемия» до добра не доведет…

Идея «антипокупательского» праздника-акции зародилась в Америке в 1992 году. С инициативой на один день отказаться от покупок выступил канадский журналист эстонского происхождения Калле Ласн. По его мнению, подкрепленному выкладками аналитиков, причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности рынков, а в культуре избыточного и бездумного потребления. Вернее – в бескультурье. Наиболее известный аргумент апологетов акции заключается в том, что в странах с высоким уровнем жизни проживает лишь двадцать процентов населения земного шара, а используют они более восьмидесяти процентов природных ресурсов Земли. Укротить, получается, аппетиты этих «буржуев» – и будет всем нам, в их число не входящим, счастье. Вот за столь светлую перспективу и нужно голосовать отказом от покупок. Забыл вчера хлеба купить – питайся небесными кренделями…

Ясно, что ученые – не дураки: вычисляют нехорошие тенденции и предупреждают об опасности попадания в их плен. Человек слаб, да, искушениям поддается легко. Но что хорошо Ивану – не годится для Джона и наоборот: какой американец поймет, почему бывший советский человек никак не утолит «покупательский» голод?

90-й год. Карточки на пшено, сахар, колбасу. Покорно стою в длиннющей очереди за последней; на руках – годовалый сын. Периодически, по мере продвижения к прилавку, ногой подтаскиваю коляску – и так почти час. Наконец мы у цели – продавщица протягивает заветный килограмм докторской. Деликатный ребенок молчит, но соседи по очереди подсказывают: «Что ж ты, мать, не видишь, какими глазами он на колбасу смотрит?» Продавщица, ни о чем не спрашивая, отрезает от «пайки» кусок, протягивает малышу. И тот в него буквально впивается…

Не собираюсь давить на жалость: все мы, включая моего сына, давно наелись и объелись. Но куда я дену память о том куске колбасы? Не специально ж эту историю запоминала, а вот – помнится! И многое, мне кажется, объясняет: сегодня, когда и в нашей стране на каждом шагу есть что купить – на каждом же шагу мы это и делаем. Пользуемся, так сказать, открывшейся возможностью. Отказаться от нее хотя бы на один день? Чего ради?

Теория такого отказа, тем не менее, гуманистична. Праздник «без покупок» отмечают в первую после американского Дня благодарения (он был вчера) пятницу – день старта традиционных рождественских распродаж. Эксперты уверяют, что магазины (имеется в виду – иноземные) в эту пору получают от двадцати до пятидесяти процентов годовой выручки. А в массовых давках, проистекающих в основном в крупных торговых центрах, случается, гибнут люди. Отсюда-то пятница – «черная». И призывы активистов максимально трезво относиться к посещениям магазинов – тоже отсюда.

С другой стороны, превращения нашей цивилизации в общество потребления действительно никто не оспорит. Посмотрите на тележки «с верхом», нагружаемые в супер- и гипермаркетах! В которые мы теперь ездим исключительно на машинах: в двух руках не унести всей снеди, которая закупается за раз. Да и не только на гастрономические соблазны падок народ до неприличия. Насчет мужчин поостерегусь утверждать, а едва ли не каждая женщина признается: в период распродаж (который практически не кончается никогда, только вывески меняет) покупается столько лишнего тряпья, что складирование его по шкафам и комодам сопровождается нервным тиком. Ничего никуда не помещается – а покупательский бум все одно покоя не дает. Цена смешная, вещичка приличная – вот и вся мотивация покупки. А практический ее смысл зачастую туманен.

Если, опять же, в Америку возвращаться – и там первоначальное, историческое значение Дня благодарения, когда колонисты и индейцы впервые разделили между собой скудный ужин, уже давно поменялось на противоположное. Как, кстати, и понятие «черная пятница», ставшая символом бесконечных автомобильных пробок – покупатели, спасибо маркетологам, всеми путями-дорогами движутся за покупками. Сегодня хлебосольный День благодарения подразумевает не этническое братание за скромной трапезой, а основательные сборы в семейном кругу – с традиционной индейкой, клюквенным соусом, тыквенным пирогом. А мы чем хуже?

Или – лучше?