Газета,
которая объединяет

Закон с акцентом

Рубрика: Колумнистика№ 119 (1693) от
Автор: Юрий Бабаян

Президент РФ Владимир Путин подписал закон об ответственности региональной и муниципальной власти в сфере межнациональных отношений. В аккурат – после завершения беспорядков в московском Бирюлево.

Оно, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Ответственность за межнациональные конфликты на подведомственной территории несли обычно силовики. Органов же региональной и муниципальной власти это касалось постольку-­поскольку. В то же время именно у нее, исполнительной и представительской власти, в руках сосредоточены рычаги, позволяющие серьезно влиять на ситуацию. И если такие конфликты происходили – это, как правило, означало, что не только силовики, но и мэры-­губернаторы где­-то недоработали.

Теперь уйти в сторону не получится ни у кого. Закон устанавливает, что глава муниципального образования или местной администрации может быть даже отправлен в отставку в случае, если там возникнут крупные межнациональные конфликты или массовое ущемление прав и свобод отдельных групп населения. Мера справедливая? Вполне. Но это – если без перегибов. На деле же, к сожалению, данный механизм может стать инструментом для расправы над неугодными руководителями.

Несмотря на то, что у местных и региональных чиновников есть ряд действительно серьезных рычагов для того, чтобы держать ситуацию под контролем, следует отметить, что не все в их власти. Я вспоминаю, как был приглашен на награждение победителей одного межнационального спортивного фестиваля в Воронеже. Администрация города провела действительно колоссальную работу, объединив на спортивных площадках представителей целого ряда этносов, проживающих на территории областного центра. Однако в момент вручения кубка победителя представителю одной нации все приглашенные члены другой диаспоры дружно вышли из-­за стола и больше в зал не вернулись.

Дело было не в том, что кубок вручили несправедливо. Проблема крылась в многолетней вражде этих наций за пределами РФ. И таким образом представители одной из них бойкотировали достижения других. Скандал? Безусловно. К чести журналистов, никто об этой выходке не написал, поэтому шума тогда удалось избежать. Но вопрос даже не в этом. Вопрос в том, что муниципальная власть, выступившая организатором мероприятия, при всем своем желании не могла бы предугадать такого развития событий. И даже если бы могла – что ей пришлось бы делать, чтобы предотвратить эксцесс? Вручить кубок другой нации? Той, что не заслуживала его? Вот тогда она действительно сама спровоцировала бы небольшой межнациональный конфликт.

Для чего я привожу этот, в общем-­то, частный случай? Да для того, чтобы показать: проблемы национальных отношений всегда слагаются из таких вот частностей, нередко имеющих субъективные черты. И не должны органы местного самоуправления все свое рабочее время проводить в изучении этих черт. В конце концов, власть у нас выбирает народ, который в столице Черноземья более чем на 90%, если я не ошибаюсь в цифрах, состоит из представителей русской национальности.

И в то же время необходимость принятия такого закона назрела давно. Власть обязана плотно заниматься вопросами миграции, обязана тесно взаимодействовать с национальными общинами, интегрируя ее членов в общественные процессы, происходящие на подконтрольной территории. Иначе представители других наций, приезжающих на постоянное или временное проживание, начнут группироваться по этническому признаку, усугубляя и без того непростую криминальную обстановку. Это, в свою очередь, может спровоцировать пропорциональный (или даже непропор­циональный) негативный отклик со стороны представителей этнического большинства. В итоге мы получим то, что не так давно получили московские власти в Бирюлево. И если такое происходит по вине власти, власть должна нести за это ответ.

Другое дело, повторюсь, что ответ этот тоже должен быть в разумных пределах. Иначе можно дойти до абсурда. Например, приключилась одна криминальная драка в кафе, принадлежащем выходцу из Закавказья, и все – градоначальнику можно готовиться с вещами на выход? Да тогда оппозиционные политические силы только и будут делать, что громить подобные заведения, снимая неугодных руководителей с постов. Прибавится ли от этого порядка в межнациональных отношениях? Навряд ли.

Кстати, недавно Всероссийский центр изучения общественного мнения «прощупал» россиян на предмет национальной идентичности. Социологи хотели понять, как граждане России видят сами себя и что, по их собственному мнению, объединяет их в одну национальность, а что, наоборот, разъединяет. И выяснили, что один из объединяющих лозунгов — «Россия для русских!». Но при этом в ответах на вопрос, что разделяет наше общество, национальные различия не входят даже в тройку основных. А уж политические — и подавно.