Газета,
которая объединяет

Пошли по миру

В «Петровском пассаже» работает фотовыставка Алисы Ермаковой
Рубрика: Культура№ 111 (1685) от
Автор: Оксана Мишина

Первая персональная выставка – событие чрезвычайно ответственное и волнительное для всякого автора. Даже для такого талантливого, как Алиса Ермакова; девушка делает не просто качественные фотографии, но – образные, со смыслом. А еще их называют сказочными; как, впрочем, поименовать творчество Алисы – не суть важно.

Главное – безотносительно, опять-таки, конкретного художника в широком смысле слова – умение вести диалог со зрителем, предлагая ему разделить свой взгляд на вещи. В случае с Алисой Ермаковой этот взгляд подкупает фантазийностью и свежестью авторского воображения; будь иначе – не пошли бы ее работы «по миру»…

На суше и в воде

Образцы из нескольких серий составили стильную выставку фотохудожника Ермаковой, разместившуюся на цокольном этаже «Петровского пассажа»: спешите видеть.

– Эта выставка раскрывает мое понимание сущности человека, – поясняет автор. – И его связи с миром. Здесь есть фотографии, на которых человек – достаточно, по сравнению с окружением, маленький. То есть мир его проглатывает. Можно заметить, что и герои моих работ – совершенно разные, и их окружение – очень разное тоже. Так воплощается идея о том, что человек сам строит то, что его окружает и обволакивает. Каков человек – таков и мир вокруг него.

Алиса снимает, что называется, во всех стихиях: даже подвод­ную съемку освоила. Правда, работала не в дикой пучине, а в бассейне: изображение получается качественным только в чистой воде. И то – не без сложностей…

– Камера была под водой, и я тоже, – воспроизвела детали процесса моя собеседница. – В таких условиях снимать очень трудно: вода в любом случае дает свой оттенок, скрадывает истинные цвета. За счет чего все, что попадает в объектив, получается несколько однотонным.

Идея и модель

Что же касается стилистики – ей автор следует неукоснительно: где бы, в каких условиях ни снималась модель – она непременно, подобно актеру, должна быть в образе. Зачастую – самом неожиданном.

– Вот эта девушка с мечом, – подводит меня Алиса к серии из трех фотографий, – олицетворяет собой рыцаря, утомленного войной. Она сильная, но настолько устала от всех передряг, что сидит поникшая, полностью опустошенная и истощенная. Ведь негативные эмоции истощают человека; он ушел в себя, в свои мысли, не замечает никого и ничего вокруг. Но при том еще – по инерции – продолжает сжимать меч. Хотя сил уже нет никаких…

После такого комментария я не могла не спросить, что было сначала: особенная девушка, под которую сочинилась история, или наоборот? Алиса пояснила, что в данном случае интересная (потому как – необычная) модель «спровоцировала» идею, хотя это не правило. По-разному бывает.

А вот о том, насколько процесс появления образа длительный и трудоемкий, можно догадаться и без авторских откровений. Образы отшлифованы безупречно: без кропотливой поэтапной работы такого лоска не добьешься.

Зрячее сердце

– Большинство моделей я снимаю не один раз, – подтверждает Алиса. – Сначала провожу тестовые снимки, нахожу с моделью контакт – с тем чтобы она меня понимала, уяснила, чего я хочу. Изучаю ее возможности – как человек двигается, фиксируется и так далее. А уж потом разрабатываю идею, образ.

– А теперь – немного конкретики: снимок девушки с завязанными глазами и «зрячими» руками – намек на то, что реальность можно видеть не обязательно глазами?

– Именно. В дальнейшем будет целая серия таких фотографий, объединенных этой идеей – с разными людьми. Смотри на мир через сердце… Ведь в действительности человек воспринимает мир не глазами – все происходящее он пропускает через призму своего опыта и своих чувств.

– А нет желания сопроводить фотообразы музыкой? Они на то напрашиваются…

– Есть мечта снять фильм. Художественный; это должна быть необычная история. И тоже обязательно про взаимосвязь человека и мира, его окружающего.