Газета,
которая объединяет

Липовое ноу-хау

Воронежец разработал авторский способ резьбы по дереву
Рубрика: от
Автор:

Постоянный посетитель выставок декоративно-прикладного искусства, которые на воронежской почве вовсе не редкость, подтвердит: сегодня резьбой по дереву никого не удивишь. К счастью, конечно же: еще семь-десять лет назад любое рукотворное творчество было в дефиците. Теперь картина иная: что ни год – и мастеров прибывает, причем самых разных профилей, и ценителей их эксклюзивного труда.

Расклад, однако, таков, что именно резьба по дереву (наравне с керамикой и игрушкой) – один из самых распространенных видов исконно русского ремесла, благополучно освоенных современными умельцами. Здорово, безусловно, двух мнений нет. Но всякое ремесло нуждается не только в сохранении, но и в развитии. И как раз этот момент позволяет выделить из многочисленного стана резчиков нашего сегодняшнего гостя: Сергей Солдатов разработал авторскую методику резьбы по дереву.

Семейный подряд

Собственно, героев материала будет трое. Потому как жена и дочь Сергея Александровича, две Елены, не просто разделяют интерес главы семьи к его деревянному делу – всячески помогают. При том профессии всех Солдатовых от их хобби далеки: сам резчик – выпускник лестеха по специальности «инженер лесного хозяйства», Елена-старшая работает главным бухгалтером в Центре электронных услуг, Елена-младшая – дипломированный архитектор. И, можно сказать, правая папина рука: обладая специфическими дизайнерскими знаниями, подсказывает при необходимости, какой рисунок резьбы выбрать в каждом конкретном случае, как сформировать композицию, найти пластику изделия и тоновую палитру. Так что случай наш тот, когда смело можно говорить о настоящем семейном подряде: мужская сила рук мастера, помноженная на эстетическое чувство помощниц – и все в ажуре. Это я, понятно, уже о резьбе.

Визуально она смотрится так, что изделие, которое покрывает, выглядит не деревянным, но – отлитым из металла. Формы и размеры рукотворных творений – в широком, что называется, спектре. Тут и чисто декоративные вещи, которыми можно любоваться бесконечно долго, и функциональные. Одно, впрочем, другому не противоречит. Взять, к примеру, вазу «Глухарь»: она – произведение искусства никак не в меньшей степени, чем удобная домашняя утварь.

По свету немало хаживал…

Секрет мастера – секрет и есть, не нам его раскрывать. Опытный охотник и прекрасный знаток природы, Сергей Солдатов разработал авторскую методику и авторскую же технологию обработки дерева, не используя хитрых материалов и инструментов. В ходу типовые стамески да резцы, самая распространенная в среде мастеров липа. Покрывается заготовка обычными лаками и пропитками; вроде все, как у всех резчиков. Но в итоге получается у Солдатова то, что только у него и получается: почерк, манера – фамильные.

Откуда что взялось? Не иначе, наш сегодняшний гость – самородок. Рисовал с детства, прекрасно лепил из пластилина. Поначалу скульптура и увлекла: хотелось заняться именно ею. А потом случился поворот – само собой, без какой-либо заданности – в сторону анималистики. И вот – результат!

Каким образом автор, не имеющий художественного образования, чувствует пропорцию, линию, объем? Увязывает все эти компоненты воедино, грамотно «собирая» произведение во всей его целостности? «Наблюдения за природой помогают», – пооткровенничала супруга. Неслучайно я сделала акцент на том, что Сергей Александрович – заядлый охотник; кто исходил своими ногами кубометры лесов и гектары полей по всей России – тот много чего подсмотрел в окружающих флоре и фауне. И благополучно применил на практике…