Газета,
которая объединяет

Ударный труд

Воронежцам преподали урок игры на дарбуке
Рубрика: от
Автор:

Основатели воронежской школы игры на этнических барабанах «Этнодрайв» в минувшую субботу провели мастер-класс в культурном центре «Шангрила». Продемонстрировали экзотические ударные инструменты, рассказали о тонкостях музыкальной культуры Востока, об элементарных типах барабанных ударов и азах ритмики.

Впрочем, не только секретами ремесла делились «учителя» с любителями «ударной» музыки, которых набралось на удивление много. Один из руководителей «Этнодрайва», Дмитрий Буравлев, поведал корреспонденту «Берега» о том, как и почему возникла идея создания школы в Воронеже.

Локальные первопроходцы

– Для начала – вопрос с подвохом. Играть на барабанах – это сложно?

– Есть люди, которых просто тянет «барабанить» – я из их числа. Ты сидишь и отбиваешь по столу всякие ритмы пальчиком. Все на тебя «цыкают» – чтобы не стучал. Но желание не укротишь… Однако кроме желания в этом деле еще нужны знания. Музыкальное образование у меня есть: освоил гитару, флейту, губную гармошку. И в какой-то момент, три года назад, решил заняться барабанами. Купил инструмент – и как-то пошло-поехало. Понял, что это мое. Хотя не все так просто: техника игры на барабанах сравнима с техникой классической гитары – и то, и другое изучать можно годами. Даже если считаешь, что давно все знаешь и умеешь.

– Неужели самостоятельно научились барабанить, без посторонней помощи?

– Позанимавшись с год самостоятельно, начал искать, кто в Воронеже может научить играть на таком инструменте. Обнаружил, что есть разные сообщества, но толком играть никто не умеет. Классической школы игры на арабских барабанах нет. Ну мы и занялись новой темой.

– На этом этапе появились единомышленники?

– Да. С октября 2011 мы с Александром Дригой обучаем людей игре на арабских барабанах. Но название «Этнодрайв» появилось совсем недавно. Насколько мне известно, теперь такие школы есть почти в каждом городе. А в столице их вообще с десяток.

Саундтрек к танцу живота

– К вам приходит народ, что называется, с улицы и просит научить играть. Легко ли объяснять «этнические» тонкости новичкам?

– Если человек хоть на чем-то уже пробовал играть – с ним проще. Он в курсе того, что такое такт, квадрат, тема, припев. Хотя сам может и не догадываться о том, что знает какие-то элементарные правила построения музыкального произведения. И когда даешь в руки барабан тому, кто хоть немного занимался музыкой, и человеку с нулевым образованием – разница очевидна.

– Как правильно называется ваш инструмент?

– Дарбука. Еще есть второе название – думбек. Вообще в арабской музыке задействовано множество ударных инструментов, но дарбука считается классическим солирующим барабаном. Без нее не обходится ни один танец живота. Дарбуку изобрели очень давно. Есть версия, что изначально это были обрезанные кувшины, на которые натягивали кожу. Теперь корпус дарбуки чаще всего делают из алюминия, а мембрану – из пластика. Причем натяжение пластика может регулироваться. Все для того, чтобы избежать влияния влаги на кожу, неизбежного в наших широтах: это основной минус классического варианта дарбуки. Фактически такой барабан без подогрева звучит хорошо только летом, в сухую погоду.

«Дарбукового» звука гости «Шангрилы» отведали вдоволь: мастера не только показали умение обращаться с инструментом, но и предложили попробовать «постучать» всем желающим. А поскольку барабанов было много, то после нескольких тренировочных упражнений действо переросло в самый настоящий джем, то бишь коллективную игру-импровизацию на основе заданного заранее ритма. Тут-то и пришлось испытать на себе всю правоту слов Дмитрия о сложности игры на дарбуке. Непросто, да. Зато как здорово!