Газета,
которая объединяет

Без звания, но с именем

В музее им.Крамского открылась выставка «Передвижник Страны Советов»
Рубрика: Культура№ 103 (1677) от
Автор: Оксана Мишина

Имя Григория Андреевича Гончарова, чья персональная выставка в музее им. Крамского ждет посетителей в срок до 13 октября, – знаковое не только для изобразительной местной среды. Оно – принадлежность как художественной летописи города, так и его советской истории в целом. Ярчайшая личность Григория Гончарова позволяет считать художника – ни больше ни меньше – олицетворением эпохи, в которую ему довелось жить и творить.

Без пафоса не обойтись уже в преамбуле: кто посетил выставку «Передвижник Страны Советов» – прекрасно понимает, почему. Тем же, кто только намеревается это сделать, поясним: Григорий Гончаров с присущими ему энергией и убежденностью воспевал советский строй, вовсе не боясь быть прямолинейным и декларативным. Как ни странно, именно такое наполнение его работ выглядит сегодня милым и праздничным; не иначе – ностальгия по настоящему.

Дольше века длится

Тут эффекты – на контрасте: наше циничное время не предполагает чувств напоказ. А все ли справляются с тем, что их нужно прятать – чем глубже, тем лучше? Если да – откуда рост не только душевных болезней, но и их хитрых разновидностей, неведомых медицине СССР?..

Так или иначе, антураж, сопровождающий экспозицию, зрители восприняли с восторгом. Еще бы! Пионер с запрокинутым горном, девушка с веслом на типичном для советского парка постаменте: живые статуи, радовавшие народ на церемонии открытия, стоически справились со своей непростой ролью – замереть без движения едва ли не на час. Правда, оркестр на подвиги вдохновлял – духовой, естественно: хиты прошлого века звучали в музейном зале никак не менее тепло, чем в городских скверах шестидесятых. Умница куратор выставки, заместитель директора музея Ольга Рябчикова – изобретательно, креативно подошла к подаче гончаровского наследия!

Упитанные, жизнерадостные колхозницы, выступления самодеятельных артистов на полевых станах, торжественное отправление агитпоезда… Всюду – энтузиазм, лучезарный оптимизм, подъем. И та забытая нынче наивность, по которой безошибочно узнается советский человек. Эта наивность, граничащая с простоватостью, как ни крути, симпатична: она делала людей открытыми и доброжелательными. Качества, вместе со Страной Советов канувшие в Лету. Думается – безвозвратно.

Выставка Гончарова – юбилейная, посвященная столетию автора, отмечаемому в этом году. Далеко не каждый из художников, даже очень известных, мог бы похвастаться столь же мощным творческим содержанием своего земного века, каковое вместила жизнь Григория Андреевича. И которое, что теперь уже совершенно ясно, перешагнет пределы этого века.

Меценат – нашелся

– Открывая очередную выставку, всегда трудно избежать слова «необычная», – признался директор музея Владимир Добромиров. – Но выставка Григория Гончарова – действительно необычная. Она возвращает нас в эпоху, из которой вышли большинство присутствующих сегодня в музее…

Григорий Андреевич Гончаров родился в 1913 году в слободе Россошь Острогожского уезда. Учился в Россошанском педагогическом училище. Не имея систематического профильного образования, работал в 1934­35 годах художником­гравером в редакции россошанской газеты «Заря коммунизма». Позже заочно учился в московском Центральном доме народного творчества имени Крупской, получал консультации знаменитых Грабаря и Кацмана. Одновременно вплоть до начала Великой Отечественной занимался в воронежских городских студиях под руководством Александра Бучкури и Аркадия Васильева. В годы войны служил в Средней Азии – при военном училище. Первая персональная выставка прошла в Фергане в 1945 году.

О плодовитости Гончарова ходят настоящие легенды: он писал очень много. Часто дарил работы местным культурным учреждениям: было время, картины художника висели практически во всех кинотеатрах и домах культуры Воронежа. И сегодня их нетрудно собрать в солидном количестве, что и сделано: в юбилейную экспозицию вошло около двухсот живописных и графических произведений из Россошанского и Воронежского художественных музеев, музея частных коллекций «Наследие» имени Сергея Романовича, музея­диорамы, частных собраний, ВГУ, библиотек, Союза композиторов. Финансовую поддержку в организации выставки оказал меценат Александр Бубнов.

Свекла, а не искусство

– Я на протяжении многих­многих лет общался с Григорием Андреевичем, – вспоминал руководитель городского управления культуры Иван Чухнов. – Мы говорили на разные темы: обсуждали жизнь, обсуждали творчество. Дарил он свои работы нашим учреждениям от души, с благодарностью даже. И как же радостно, что в городе Воронеже этот человек не только был – он здесь и остался.

Директор Россошанского музея Алим Морозов просто не мог, сдается, не приехать на открытие гончаровской выставки. Художник подарил в свое время музею более ста картин; пришлось даже отводить под них отдельный зал. Кроме того, Алим Яковлевич прекрасно знал юбиляра, приятельствовал с ним: кому и замолвить эксклюзивное слово о Григории Гончарове?

– Мы с Григорием Андреевичем познакомились в 62­м, – рассказывал Алим Яковлевич. – Он привез тогда в Россошь картины своего погибшего брата. Под них предоставили фойе нашего старенького кинотеатра; оно, маленькое и почти не отапливаемое, никак не подходило для хранения картин. Но россошанцы знакомились с ними там – мимоходом. А потом встал вопрос – куда эти картины дальше перемещать? И пошли мы с Григорием Андреевичем к первому секретарю райкома партии. У него на столе лежал большой корень свеклы, в углу кабинета стоял стебель кукурузы с початком. Выслушал нас этот человек – и показал на свеклу: «Вот чем нужно заниматься. Идите и не мешайте работать…»

Особый стержень

В конце концов картины нашли пристанище в Новой Калитве; тамошним клубом заведовал хороший знакомый Гончарова. Провисели более двадцати лет.

– А тут выпала мне доля, – продолжил Морозов. – Вызвали в инстанции и сказали: «Тебе придется заниматься музеем». – «А где ж, – спрашиваю, – прежний директор? Вы ему и зарплату платили…» – «Его нет», – отвечают. «А зарплата?» – «Зарплаты тоже нет…»

Воспроизвожу этот монолог с целью увековечить мелкую, на первый взгляд, но такую значимую для конкретного учреждения (как минимум) краеведческую коллизию. Алим Яковлевич пришел директорствовать в музей, в котором не было ровным счетом ничего. Ни экспонатов, ни документов. Из помещения даже мусор не вывезли…

– Началась моя директорская деятельность именно с организации выставки Григория Андреевича Гончарова, – обозначал этапы большого пути Морозов. – Хорошо, что он не отказал. Я тогда лежал в больнице на 9­м километре – и он приехал меня проведать. Привез хорошую клубнику, яблоки, еще что­то. «Я, – говорит, – сейчас писал натюрморт. После него – тебе подарки…»

Коллекционер Александр Гуторов, поздравляя «воронежцев с великолепным праздником культуры и искусства», заметил: в Гончарове был особый стержень, «свернуть который не удалось никому. Как выбрал он свой курс – так и следовал ему до самой кончины, а ведь это нелегко». И рассказал о том, что, когда Григорию Андреевичу предлагали присвоить звание «Заслуженный деятель культуры», тот отказался: «Это, можно сказать, служащий культуры. А я – художник!» К месту вспомнилась фраза другого замечательного воронежского мастера, Ксении Николаевны Успенской: «У меня нет звания, но есть имя». Что тут перевешивает – двух мнений, надеюсь, не будет.