Газета,
которая объединяет

Еще не ведомый избранник,

или Легитимность превыше всего
Рубрика: Политика№ 95 (1669) от
Автор: Юрий Бабаян

Будет ли мэр, избранный населением Воронежа 8 сентября, легитимным? Казалось бы, как он может быть нелегитимным, если его выберут путем всенародного голосования? Однако в последние дни из уст некоторых политических деятелей нередко можно услышать, что, дескать, к избранию нового главы города у воронежцев однозначно возникнут вопросы.

Возникнут ли? И если возникнут, то – какие? Об этом, в частности, шла речь в ходе девятого заседания Воронежского клуба политологов, прошедшего на днях в малом зале Парламентского центра.

Конкурентные – неконкурентные

С чем, вообще, связаны такие предположения? Понятно, что о возможной нелегитимности прежде всего говорят представители оппозиции, которым требуется доказать, что власть уже все давно решила за население и своего не упустит. Но на то она и оппозиция, чтобы еще до начала сражения искать причины своего в нем вероятного поражения. Впрочем, есть и ряд действительно настораживающих фактов, которые все участники выборной кампании не могут обойти стороной.

Так, по словам директора Института общественного мнения «Квалитас» Александра Романовича, последнее исследование отношения воронежцев к выборам показали интересные цифры. 44% опрошенных уверены в том, что кампания пройдет в той или иной степени честно. Впрочем, сопоставимое число респондентов (41%) уверено в обратном. Данные, согласитесь, достаточно интересные.

Что еще могло поспособствовать появлению скепсиса? Во многом – экстренная замена «кандидата от власти». После блиц­отказа Геннадия Чернушкина баллотироваться в мэры Воронежа ряд представителей оппозиции посчитал, что, выдвинув в кандидаты Александра Гусева, власть лишила выборы любой интриги и конкуренции. Хотя по сути это утверждение совершенно не соответствует действительности.

– Как раз после того как кандидатом от власти вместо и.о. мэра стал вице­губернатор, аналитики, в том числе и московские, стали говорить о том, что в Воронеже выборы стали реально конкурентными, – отметил модератор заседания Александр Холод. – Ведь кандидат от власти не имеет в руках столь мощного ресурса, как руководство администрацией города, соответственно, находится в относительно равных с остальными условиях ведения агитации.

Претензии к конкурентности выборов вообще по отношению к Воронежу необъективны, считает первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства области Андрей Марков. Ведь сама история мэрских кампаний в Воронеже, начиная еще с 2000 г., демонстрирует максимальный накал борьбы вплоть до последнего дня голосования. И результат этих баталий никто и никогда предсказать не мог. Достаточно вспомнить историю 2004 г., когда в яростной борьбе двух основных конкурентов – Ивана Образцова и Виктора Витиника – выиграл заместитель председателя областной Думы Борис Скрынников, победы которого не ожидал никто, включая и его самого. Так что позволить себе расслабиться сегодня не может ни один кандидат.

Без грязи и скандалов

О том, что кампания еще отнюдь не выиграна, говорил и один из руководителей штаба регионального отделения партии «Единая Россия» Роман Жогов. С одной стороны, да, большинство проводимых более или менее серьезными социологическими компаниями в последние дни опросов общественного мнения говорят о возможной победе кандидата от партии Александра Гусева. В то же время опросы не учитывали мнение тех, кто только в последние дни лета возвращался в город с дач и курортов. А от того, как проголосуют они и те, кто еще не определился с выбором, будет зависеть многое, если не все. И о какой нелегитимности можно говорить в таких условиях?

В пользу легитимности кампании, по мнению журналиста Константина Чаплина, играет и тот факт, что проходит она без видимой грязи. Единственное подобие скандала – появление видеоролика, в котором представители КПРФ и примкнувший к ним экс­мэр Воронежа Борис Скрынников обличают кандидата от «Альянса зеленых» Галину Кудрявцеву. Но это – капля в море.

С этим утверждением согласился и ряд других участников заседания.

Впрочем, у кампании­2013 отмечались иные аспекты, выделявшие ее по сравнению с предшественницами. Так, по мнению политтехнолога Леонида Гончарова, ей не хватает остроты, присущей выборным баталиям за пост мэра образца 2008 г. Философу Игорю Гаспарову маловато внятных программ кандидатов в градоначальники. Кроме того, он отметил некоторую чрезмерную мечтательность отдельных кандидатов, которых надо «приземлить». Отмечался и фактический отказ от использования оппозиционными кандидатами ряда «громких» тем: например, разработки никеля в Новохоперском районе. Робкие попытки обозначить ее сделал только Николай Марков, да и то – весьма неуверенно.

Но если кампания не грязная, без скандалов и массированного использования административного ресурса, то за счет чего штабу Александра Гусева удалось достичь высокой узнаваемости кандидата, учитывая, что времени у него на это было менее двух месяцев?

Александр Романович убежден: причина – в открытой поддержке своего заместителя губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым.

– Уровень доверия населения самому Алексею Васильевичу сегодня составляет порядка 80%, – говорит он. – Для сравнения: в других регионах России этот показатель в среднем не превышает 30%. Поэтому губернаторская поддержка Александра Гусева автоматически добавляет последнему не менее 30% сегодняшних результатов.

Серьезный рост рейтинга Александра Гусева обеспечивает и позиция его конкурентов. Протестные настроения в городе существуют, и кандидат, работающий на поле оппозиции, вполне был бы способен претендовать на победу, будь он один. Но в Воронеже, говорит Роман Жогов, в очередной раз наблюдается ситуация, при которой оппозиция не может договориться.

– И Галина Кудрявцева, и Константин Ашифин, по сути, работают на одном электоральном поле, – объясняет эксперт. – В то же время кандидат от власти един и аккумулирует весь электорат, который поддерживает сегодняшний курс развития страны.

«Болотный» резонанс

Что еще может привнести дополнительный интерес в кампанию, кроме возвращения в город отпускников, которые насытят избирательный процесс новым смыслом? Как эта кампания может отразиться на политическом процессе в будущем? По мнению Андрея Маркова, она уже продемонстрировала ряд интересных новшеств, развитие которых можно ожидать в последующие годы.

– Надо признать, что у «Единой России» кандидат – абсолютно классический, – говорит он. – Но, например, у КПРФ и кандидат, и кампания – абсолютно оригинальные. Очень важно, как оценит население произошедшие с партией метаморфозы. Кроме того, интересен итоговый результат и Николая Маркова – прежде всего с точки зрения развития националистических идей в нашем обществе, на которых он отчасти играет. Кандидат, по сути, работает с идеологией, с которой ранее не работал никто.

А вот заведующая кафедрой социологии и политологии исторического факультета ВГУ Александра Глухова уверена, что самое интересное ожидает Воронеж уже после выборов главы города. И это самое «интересное» будет касаться отношений вновь избранного мэра и социума.

– В обществе – атмосфера раздражения и беспокойство, – говорит эксперт. – И я не завидую человеку, который выиграет выборы, если он только не придет на «кормление». Если он придет, чтобы действительно работать, ему придется устанавливать реальные контакты с населением, а это будет очень непросто. Но у Александра Гусева уже сегодня есть хорошее предложение, которое, в случае его избрания, необходимо довести до реализации. Он предложил создать общественный совет по решению насущных проблем Воронежа, в который обязательно пригласить его сегодняшних оппонентов. И если ему позволят это сделать, то данная структура как раз может стать той основой, на которой можно будет сплотить воронежцев.

Глухова предупредила, что в условиях, когда многие жители убеждены в том, что на выборах будет использоваться административный ресурс, проблема легитимности возникает сама собой. Но учитывая, что сама власть поставила этот вопрос в повестку дня, проблема «лечится», причем уже сегодня.

– Власть стала говорить о легитимности, а не об управляемости – в этом я вижу резонанс Болотной площади, – уверена Александра Глухова. – Власть стала понимать, что если вдруг вся страна начнет резонировать одновременно, то мало не покажется никому. И в этих условиях она просто обязана сделать так, чтобы избранный мэр был полностью легитимен.