Газета,
которая объединяет

Ненормативные нормы

Не так давно в нашей семье завершилась долгая эпопея с газовым счетчиком. Мы целый год пытались заменить поломавшийся, но в магазинах газового оборудования нас кормили завтраками относительно сроков поставок этой модели. Наконец выяснилось, что ее вообще больше не производят. Начали искать подходящие аналоги, нашли, вызвали мастера, и вот уже, спустя месяц после установки прибора учета, передали в облгаз свои первые показания.

Когда принимавшая их девушка вяло сообщила, что мы заплатим 48 руб., я подумал – ослышался. Нет, оказалось, именно 48 руб. Тогда как весь год без счетчика, исходя из нормативов, нам выставляли счет в районе 400-500 руб. в месяц! (Если у вас в доме лишь плита, то не сравнивайте цифры. Мы не только готовим на газе. Наш котел еще греет нам горячую воду, а зимой – отапливает квартиру). А начиная с октября цены были вообще заоблачными – 4-4,5 тыс. руб. в месяц.

От цифр мы были в приятном шоке и пошли выяснять ситуацию у соседей. Оказалось, что в семье, где счетчик работал исправно и где жена вечно что-то готовит на плите для большой семьи, в летний период платят за плиту и горячую воду около 100 руб. Зимой же, когда добавляется отопление, порядка 2 тыс. руб. И тогда у меня невольно возник вопрос: а каким же образом высчитывает свои нормативы наш облгаз? На основании каких замеров? Где те «контрольные точки», показания которых определили 400-500 руб. в месяц летом без счетчика? Может, облгаз вычисляет средний уровень затрат для квартиры, исходя из каких-то своих внутренних потребностей, а вовсе не из объективной реальности и сложившейся практики? Ведь мы у себя голубое топливо за последний месяц и не думали экономить – жгли вовсю, не задумываясь. И вышло 48 руб. Ладно, соседи вообще варят что-то безостановочно. Но тоже всего 100 руб. Откуда же и как появилась сумма в пять раз большая?!

И эти явные «игры» с нормативом потребления наводят на очень печальные мысли обо всем ценообразовании в отрасли ЖКХ. Или вы думаете, что такие одни лишь газовики, а водоканалы, тепло- и электросети продают нам свои ресурсы строго по себестоимости плюс минимальный процент прибыли?

Согласно статистике, за последние десять лет стоимость жилищно-коммунальных услуг в России выросла в 12 раз! А вы не помните, что нам начинают «втирать» представители монополистов-поставщиков, когда в очередной раз происходит рост тарифов? В последнее время чаще всего взывают к необходимости обновления основных фондов. Но в этой их призрачной инвестиционной составляющей колоссальные средства пропадают, как в черной дыре. По оценкам экспертов, ежегодно в российском ЖКХ «теряется» порядка триллиона рублей.

Очень любопытно, но пресловутый триллион рублей всплывает еще в одной статистике: с 2010-го по 2012 год на поддержку ЖКХ из федерального бюджета выделялось около 200 млрд руб. ежегодно, а из региональных и муниципальных – еще 800 млрд. То есть всего – 1 трлн. руб. О чем говорит это совпадение сумм? Да о том, что наши поставщики ресурсов и услуг, по сути, успешно «оприходуют» всю государственную и муниципальную помощь, а свои реальные затраты компенсируют за счет платежей населения. При этом, конечно же, денег на серьезное обновление основных фондов не остается и их износ на сегодня колеблется от 65% в электроэнергетике до 85-90% – в водоснабжении и канализовании.

А ведь недавно Владимир Путин дал поручение кабинету министров к 2020 году обеспечить модернизацию всей коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня износа основных фондов. Уже к 2018 году правительство должно обеспечить снижение до нормативного уровня технологических потерь коммунальных ресурсов при их транспортировке по сетям.

Откуда же возьмутся на это деньги? Муниципалитеты и регионы такой груз физически не потянут. Остается два варианта: федеральный бюджет и население. Но государство не хочет платить по коммунальным счетам: Владимир Путин потребовал к 2016 году передать частным операторам обслуживание всех неэффективных предприятий в сфере ЖКХ. А это, читай, 90% теплоснабжающих организаций, больше половины водоканалов по стране и как минимум треть электросетевых предприятий.

Что будет дальше, объясняет еще одно поручение президента: до 1 октября правительство РФ должно сформулировать предложения по установлению и применению долгосрочного тарифа на коммунальные услуги на период, сопоставимый со сроком окупаемости инвестиционных проектов. То есть прописать, как с нас с вами будут брать дополнительные деньги за вложения частников в инфраструктуру. Значит, к непонятно как сформированным нормативам добавятся не менее таинственно рассчитанные цены на ресурсы поставщиков?