Газета,
которая объединяет

Время пришло

Рубрика: Колумнистика от

На минувшей неделе мне довелось побывать в Белгородской области. Ездил туда в рамках проекта Центрально-­Черноземного банка РФ «Реальная экономика». Его название поначалу вызывало у меня улыбку и ассоциации с сериалом ТНТ «Реальные пацаны». Но увиденное оказалось не просто серьезным и важным: оно заставило меня иначе взглянуть на то, как развивается сегодня наша страна и родное Черноземье.

Конечно, жаль, что те два новых предприятия, которые мы посетили – не воронежские. Но, в любом случае, они наши – российские. И они – не модернизированное наследие прошлого, не придаток сырьевой «иглы», не бесконечное «купи­-продай», к которому мы так привыкли. Это атрибуты нового времени, реального экономического роста, построенные с нуля, в чистом поле на средства Сбербанка и самих предпринимателей, рискнувших быть первыми. Оба проекта не просто первопроходцы: они ориентированы на выпуск той продукции, которая сегодня практически полностью завозится к нам из-­за рубежа.

Первое место, где мы побывали, «Теплицы Белогорья». Если не брать летние месяцы, то сегодня в магазинах и на рынках до 90­-95% овощей – импортные. А те огурцы и помидоры, которые поставляют небольшие российские теплицы, явно проигрывают зарубежным «собратьям» и по внешнему виду, и по вкусу, и по содержанию полезных микроэлементов.

Теперь на окраине Белгорода открылось новое производство, где на 20 га будут выращивать розовые и красные томаты, черри, гладкие и пупырчатые огурчики, плюс – шесть видов салата.

Лично попробовал огурцы, помидоры и салатную травку руккола. Скажу честно: без подсказки не сумею отличить белгородские овощи от тех, которыми почуют нас каждый год теща с тестем со своих грядок. Вот только на даче урожай они собирают, в лучшем случае, месяц. В теплицах – круглый год.

Строили предприятие стремительно: 24 мая 2012-­го начали забивать сваи, а в марте текущего года собрали первый урожай. Практически все здесь голландское: оборудование, семена, маты минеральной ваты, служащие почвой для растений, компьютеры и технологии. Наши – люди и деньги. Сейчас здесь трудится около 120 человек. Когда выйдут на проектную мощность – будет 220.

Средств потребовалось вложить немало: на сегодня ушло более 2 млрд руб. Но нужно еще как минимум 600 млн. Базовую сумму предоставил Центрально­-Черноземный банк, который стоит за финансированием практически всех крупных производственных проектов в сфере АПК Белгородской области. Чтобы кредит не «задушил» предприятие, две трети процентной ставки взяла на себя область. Плюс – сама предоставила бюджетные гарантии под эти деньги.

Вообще, экскурсия по предприятию получилась очень познавательной. Например, я узнал, что опылением огурцов и томатов в теплицах занимаются шмели. На 1 га их требуется от 150 до 200 штук. При этом живут они всего 40­-60 дней, поэтому в теплицы постоянно завозят все новых насекомых. Пока – из Израиля, Финляндии и Голландии. Но в ближайшее время в белгородских теплицах намерены начать разводить своих шмелей.

Что касается производства лизина, которое откроется в Шебекино в январе 2014­-го, то там объем инвестиций еще масштабнее – 7,5 млрд руб. Продукт этот в советские годы у нас выпускался. Но постепенно все предприятия обанкротились, и потребности России в этой незаменимой для всех живых организмов аминокислоте на 100% обеспечивает импорт. А ведь без нее корма для коров, свиней или птицы являются банальной «жвачкой», не дающей возможности животным нормально набирать вес. Если же перевести их на рацион из культур, содержащих лизин, то стоимость питания окажется непомерно высокой. Вот и получается, что цена российского мяса, как и вообще потенциал производящей его отрасли, находится в жесткой зависимости от зарубежных поставщиков из США, Японии, Китая. О какой продовольственной безопасности в таком случае можно вести речь?

Шебекинский завод, который строит «Завод премиксов №1», обеспечит потребности России в лизине на 60%. Если учесть, что планы по возведению аналогичных производств вынашивают в Тюмени и Башкирии, то можно быть уверенным – в ближайшие годы наша страна полностью закроет эту «брешь».

Ну а следом за этим, возможно, предприятия возьмутся и за более тонкую очистку своего продукта – в таком виде он становится крайне полезен для людей. Лизин необходим тем, кто восстанавливается после операции, активно занимается спортом, имеет плохой аппетит. Он помогает при сердечно­-сосудистых патологиях, проблемах в репродуктивной сфере и т.д. Не зря в Японии на столах большинства ресторанов его ставят для клиентов вместе с солью, сахаром и перцем. Для нас это пока перспектива. Но – уже не фантастика. Потому что время тотального отставания и зависимости – прошло.