Газета,
которая объединяет

Дело – табак

Рубрика: от
Автор:

В стремлении догнать и перегнать кого­-либо российскому (да и советскому) руководству никогда не было равных. Достаточно вспомнить, как мы догоняли и перегоняли Америку по производству мяса и молока и что из этого вышло. Вступивший менее двух недель назад в силу «антитабачный закон» имеет все шансы стать в один ряд с самыми яркими примерами «безумных» инициатив законодательной власти.

Почему я сравнил Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» с мясо­-молочной эпопеей хрущевской эпохи? Аналогии напрашиваются сами собой. Как тогда абсолютно не готовое советское животноводство было брошено в неравный бой с мощным североамериканским АПК, так и сейчас абсолютно не подготовленное население России ставят перед фактом появления самого жесткого антитабачного закона из существующих в Европе.

Посудите сами. С 1 июня текущего года курить запрещается в учреждениях образования, кинотеатрах и концертных залах, на стадионах, в спортивных и молодежных центрах; в больницах, поликлиниках и санаториях; в самолетах, городском общественном транспорте, в электричках; в помещениях вокзалов, аэропортов, автовокзалов, морских портов, станций метро и на расстоянии менее 15 метров от входов в них; в помещениях социальных служб и органов власти; на рабочих местах и в рабочих зонах; в лифтах и на лестничных площадках многоквартирных домов; на детских площадках и пляжах; на автозаправках. При этом самые важные запреты вступят в силу лишь через год. С 1 июня 2014 г. курить запретят в кафе, клубах и магазинах, а также в поездах дальнего следования. На столько же отложен запрет на курение в гостиницах, на железнодорожных платформах и кораблях дальнего плавания.

Что не вызывает сомнения, так это необходимость запрета на курение в учреждениях образования, здравоохранения, культуры и спорта. Городской транспорт – тут даже я, курильщик с 20-­летним стажем, подниму обе руки за. То же относится к социальным службам, органам власти, детским площадкам и лифтам с подъездами. Про автозаправки даже молчу – мне кажется, что запрет курить там обусловлен не законом, а нормами здравого смысла. Ни разу не видел идиота, который закурил бы, вставляя заправочный пистолет в бак автомобиля. Скрепя сердце соглашусь даже с пригородными поездами: в конце концов, 2­-3 часа без сигареты человек прожить сможет. А вот дольше – уже отнюдь не каждый.

Наркологи выделяют в среде курильщиков 10­-15% людей с так называемой истинной никотиновой зависимостью. Эти люди могут даже потерять сознание в случае чрезмерно долгого никотинового воздержания. Кроме шуток. Со мной такое однажды происходило: после двух часов без сигареты в аэропорту Антальи и четырех – в воздухе – мне пришлось еще достаточно долгое время стоять в очереди в Домодедово, чтобы пройти через таможню. Как прошел – не помню, вынесли попутчики, знакомые с особенностями моего организма, а посему понявшие причину моего «опадания а-­ля озимые». В туалете аэропорта вставили сигарету в зубы – тем и привели в чувство.

На внутренних рейсах до сегодняшнего дня было проще: в терминалах аэропортов были установлены курительные комнаты, которые позволяли ограничить время без сигареты лишь длительностью перелета. Хотя и оно для тех, кто летит, например, из Москвы во Владивосток, мучительно долгое.

Но тут уже как­-то привыкли. А что начнется следующим летом, когда курить запретят в тамбурах поездов дальнего следования и на железнодорожных платформах? Поверьте, «настоящий» курильщик не протянет без сигареты сутки или двое. Значит, что? Правильно, будет искать возможности обойти существующие нормы. Способов для этого немало. Самый простой: закрыться в туалете и покурить в окошко. И если раньше он курил в тамбуре, куда никто, кроме, собственно, курильщиков, и не выходит, то теперь после него в этом самом туалете дымом будет дышать любой, кто войдет следом: может, и ребенок, или беременная женщина.

Особо «порадовал» пункт о запрете на курение в кафе и клубах. Если сопоставить суммы штрафов с теми убытками, которые будут нести подобные предприятия из-­за запрета на курение, наверняка они предпочтут «договариваться» с проверяющими. Кстати, уже не один эксперт говорит: антитабачный закон предоставляет широкие возможности для расширения (уж простите за тавтологию) низовой коррупции.

Короче говоря, законодатели в очередной раз «постарались». Причем сделали это без какого бы то ни было учета мнения населения, более 40% которого являются курильщиками. В любой стране мира (кроме тех, в которых процветает диктатура или абсолютная монархия) правящее большинство подумало бы о последствиях принятия такого закона, прежде всего для самого себя. В России же об этом не думают. Интересно, почему? Потому что следующие выборы пройдут лишь в 2016 году или потому что уверены: мнение народа для формирования Думы не значит ничего?