Газета,
которая объединяет

Роман с продолжением

В Воронеже выступили легендарные «Звери»
Рубрика: Культура№ 51 (1626) от
Автор: Сергей Попов

Существующая уже двенадцать лет группа «Звери» давным-давно стала культовой. Клипы «Для тебя» и «Просто такая сильная любовь» покорили эфиры музыкальных каналов еще до выхода первого альбома. За считанные месяцы коллектив превратился из дебютантов в популярных артистов. Во многом этому способствовало вольное отношение к непререкаемым, казалось бы, законам шоу-бизнеса. Случай – уникальнейший для нашей страны: продюсирование подстраивалось под творчество, а не наоборот.

Сегодня у группы в активе – пять полноформатных пластинок и колоссальный концертный опыт. «Звери» уже совсем не те, что были десять лет назад, группа естественным образом изменилась. Но востребованность их творчества – ничуть не меньшая, чем прежде. Что и подтвердил воронежский концерт.

Спокойно и внятно

Глазам верилось с трудом: на подступах к концертному залу Event-Hall расположились внушительные толпы поклонниц, наперебой обсуждавших предмет своего обожания.

«А ты видела Рому?» – интересовалась одна у другой. «Да». – «И где же?» – «Во сне…»

Роман Витальевич Билык, известный поклонникам как Рома Зверь, появился на пресс-конференции несколько меланхоличным: было видно, что общение с журналистами ему порядком надоело. Впрочем, на вопросы музыкант отвечал без всякой звездности: спокойно, внятно и даже доброжелательно.

– Роман, в прошлый приезд в Воронеж вы говорили о том, что у вас есть родня в наших местах. Удалось ли кого-то разыскать?

– Дело в том, что родственники отсюда давно переехали – в воронежской глубинке у меня никого не осталось. Сегодня вообще было не до исследований местности: приехав, посмотрел хоккей и лег спать.

– Выспались – значит, настроение перед концертом должно быть хорошим.

– Да вы что! 8:3 не в нашу пользу – какое тут хорошее настроение…

– Расскажите о запланированном на следующий год сольном альбоме. Есть ли уже материал для него?

– Материал готов. Но как и с кем работать над ним, я пока не решил. Предварительный процесс, тем не менее, уже идет полным ходом: пытаюсь найти варианты, которые приведут к внятному результату.

– Насколько новая пластинка может отличаться от того, что делают сейчас «Звери»?

– Все зависит от того, с кем буду работать, привлеку ли вообще кого-либо для участия в проекте. Пока эти нюансы мне самому неизвестны.

«Обувалово» в одежде

– Группа собирается уйти в творческий отпуск, планируется годичный перерыв. Возможно ли, что после отпуска она появится в другом виде, ожидаются ли перемены?

– Мы и так меняемся! И тут апгрейд произойдет. Обязательно. Но насколько он будет заметен для поклонников – не могу сказать.

– Роман, креативная арт-группа «Зveri» под вашим руководством занимается дизайном и производством линии одежды. Планируете ли расширять производство, выпустить свежую «зверскую» атрибутику?

– Наоборот, я собираюсь эту деятельность сворачивать. Она изначально велась в убыток – ради собственного удовольствия, хобби. Но сил уже не хватает. Самое слабое звено – непосредственно производство. В нашей стране с ним беда. Проблема в кадрах. Легкой промышленности не существует уже давно. Найти толковых людей, которые будут следовать условиям договора и нормально исполнять свои обязанности, достаточно трудно.

– Нет, что ли, профессионалов?

– Смотря где. В искусстве, любом, ситуация такова: либо ты автор, который кустарным способом производит одежду, кино, музыку, да что угодно, либо ты в большом-большом бизнесе. Авторы – «сами себе режиссеры»: все на их плечах, начиная с идеи и заканчивая пост-продакшн. Бизнес же, сами понимаете, функционирует по-другому. А среднего варианта в России нет.

– Ну а с чем конкретно были проблемы применительно к производству одежды? Вас обворовывали? Или некачественно шили вещи?

– Просто нет культуры, понимаете? Нет культуры, нет институтов, а без этого толковых компаньонов очень сложно найти. Дело не в том, что кто-то кого-то обманывал. Все проще: у людей нет навыков работы. Отсутствуют специалисты. А даже если они и находятся – рядом оказываются не очень ответственные и профессиональные люди, которые неизменно тормозят процесс.

– Так все уже давно отправляют заказы на массовое производство в Китайскую Народную Республику…

– Я об этом и говорю. Либо мы имеем «от и до» созданную одним человеком хенд-мейд вещь, которую сам же автор и отнес продавать на какой-нибудь арт-маркет, либо – китайский ширпотреб. Лезть в такой бизнес мне не хочется. Интересно было попробовать себя в этом направлении – не более того.

«Нет» вымучиваниям

– Вы как-то говорили, что текстов в стол не пишете, весь созданный материал воплощается в готовые композиции. Как удалось наладить такое «безотходное производство»?

– Дать определение творчеству сложно. Объяснить процесс, о котором вы спрашиваете, к сожалению, не смогу. А стихов я, собственно, не пишу. Точнее, пишу крайне редко и у меня их очень мало.

– Есть информация, что вы работаете над сценарием для фильма. Это будет документальная лента о творчестве группы?

– Нет. Хотя в будущем возможно и да. У меня намечается год отпуска – не исключаю, что пойду подучиться к одному из мастеров документального кино. И, может, потом сниму фильм. Но не о группе «Звери», а о других музыкантах, своих кумирах. Пока мы работаем над сценарием для художественного фильма. Концепция уже есть, но не время о ней говорить.

– Мы – это кто?

– Так получилось, что мне примерно в одно и то же время поступило несколько предложений схожего характера – снять кино по книге. Теперь стоит выбор – с какой командой работать. Еще до конца не определился, кто со мной будет этим заниматься, но хотелось бы, чтобы это были близкие люди. Такие, как режиссер Саша Войтинский, бывший продюсер «Зверей».

– Вам понравился фильм «Джунгли», который снял Войтинский?

– Не смотрел и смотреть не буду. Кино заведомо провальное. Саше я, конечно, сказал, что фильм неудачный, но он и без меня это знает. Ну, так получилось. Бывает.

– А с Валерией Гай Германикой тяжело работалось? Ваш совместный проект скоро выйдет на экраны…

– Лера – мой друг, поэтому сложностей не возникло. Она попросила помочь: мне все-таки проще, чем ей, общаться с музыкантами. Моя помощь превратилась в полноценную работу: я вел переговоры с артистами, музыка которых должна, по задумке автора, звучать в фильме.

– Не хотите снять Германику у себя в клипе или попросить его срежиссировать?

– Нет такой задачи – вдруг что-то сделать вместе. Это должно произойти естественно. Мы пробовали раза два писать сценарий для клипа, но пока у нас что-то не складывается. И хорошо – не будем вымучивать продукт.

Ответ конъюнктуре

К началу концерта публика, заполнившая весь отнюдь не маленький зал и танцпартер Event-Hall, разогрелась так, что готова была вот-вот закипеть. Общую довольно спокойную и непринужденную обстановку разбавляли периодические скандирования «Зве-ри! Зве-ри!» и «Ро-ма! Ро-ма!».

Сет начался с композиции «Солнце за нас» (не путать со старой одноименной вещицей «Алисы»!) – с последнего на данный момент номерного альбома «Музы». Сразу в глаза (извиняюсь, в уши) бросился яркий и сочный саунд барабанов. Барабанщик Михаил Краев отыграл очень достойно и с видимым удовольствием.

А вот гитары звукорежиссер немного нивелировал в пользу клавиш. На то, что это был специальный эффект, намекает альбомный саунд «Зверей»: в записи звучание такое же. Что гитарист Максим Леонов, что сам Роман, игравший то на акустике, то на какой-то брит-поповой «электрухе», чаще всего давали «ритм». Оставив соло и прочие мелодические украшательства клавишнику Вячеславу Зарубову.

Начав концерт несколько «в рабочем порядке», музыканты уже через полчаса разошлись не на шутку. Роман, как и в песнях, не скрывая эмоций, по-настоящему кайфовал, и энергетика мгновенно передавалась нескольким тысячам слушателей. Было приятно увидеть, что на концерте «Звери» так же честны, как и в студийных альбомах. Никакого актерства!

Кстати, «Звери» не делали в своем сет-листе ставку на суперхиты. Были, конечно, и «Для тебя», и много всего остального, всенародно любимого, но вместе с тем группа сыграла массу менее «раскрученных» песен. А также вещей с двух крайних альбомов: хороший ответ конъюнктуре...