Газета,
которая объединяет

Отходное место

Роспотребнадзор не устраивает «мусорная» ситуация в регионе
Рубрика: Социум№ 41 (1616) от
Автор: Оксана Мишина

Тема сбора и вывоза твердых бытовых и производственных отходов была одной из приоритетных на вчерашней пресс-конференции руководителя управления Роспотребнадзора по Воронежской области, главного государственного санитарного врача Игоря Механтьева. Актуальности она, увы, не теряет: в прошлом году область получила почти 6 млн тонн этого добра – почти в два раза больше, чем в 2010-м.

Самый очевидный «взнос» в мусорную копилку – упаковочные материалы; всевозможные пленки, пластиковая тара и прочая, на первый взгляд, мелочевка. Но именно с ее утилизацией – проблемы; на всю область у нас – 12 полигонов ТБО. То есть – далеко не в каждом районе имеются эти жизненно важные сооружения.

Замкнутый круг

Свалок – санкционированных – тоже не густо: меньше пяти сотен. Плановой, регулярной очисткой территорий от бытового мусора охвачены лишь 40 процентов населения области. Можно мириться с такой арифметикой?

Ответ давно известен, но на ситуацию это обстоятельство как-то не влияет. Хотя реальная перспектива по ее оздоровлению – озвучена: некий Северо-Кавказский институт выиграл конкурс на проектирование и разработку комплексной схемы обращения с отходами на территории Воронежской области. Конкретные, впрочем, сроки этого документа названы не были.

В ожидании кардинальных мер хорошо бы использовать с умом и по максимуму те мощности, которые – в наличии. И про синицу забывать не надо. Игорь Механтьев заверил, что сегодня единственный городской полигон ТБО (всего их – два, но один давно «накрылся») функционирует в безопасном режиме. С точки зрения санитарного законодательства. А вот по линии экологии – как сказать. Хотя ведущееся на объекте мониторирование подземных вод опасения экологам пока не внушает.

В сфере сбора и вывоза твердых бытовых отходов неудовлетворительно работают многие управляющие компании. Именно они должны если не осуществлять, то организовывать работы такого плана. В Роспотребнадзор идет поток жалоб от населения, связанных с безопасностью условий проживания: цивилизованный сбор и своевременный вывоз мусора – в существенной мере гаранты этой безопасности. В наших же дворах – то перегруженные контейнеры, то забитые чем попало мусорные площадки, а то и вовсе огромные кучи хлама, простирающиеся далеко за пределы специально отведенных мест.

Бороться с этими уродствами сложно. По закону, чтобы проверить поступившую жалобу, специалисты Роспотребнадзора должны согласовать с прокуратурой внеплановую проверку (а иной она по жалобе быть не может) указанной территории. Дело это, понятно, не минутное. На бюрократические проволочки уходит три и более дней, за которые, как правило, безоб­разия ликвидируются. Приедут контролеры – мусора не найдут. Уедут – в считанные сутки опять куча вырастает. Замкнутый круг…

Ртутный столп

Недобросовестных «уборщиков» покарать тем не менее удается. Так, по суду признана виновной одна из УК Ленинского района Воронежа – на нее Роспотребнадзор подавал иск в защиту неопределенного круга потребителей. Но только штрафами делу не поможешь: не настолько они серьезны, чтобы далеко не бедствующие «юрлица» их панически боялись. Десять тысяч – цена вопроса…

Спасение утопающих – дело рук, по большому счету, самих утопающих: жильцы должны жестче обозначать требования к управляющей компании. Или – к ТСЖ; прежде чем обустраивать дворы, коммунальщикам следует хорошенько подумать, куда и в каком режиме люди будут выносить мусор.

Что касается отходов предприятий – самые злостные из них те, которые разбрасывают где ни попадя люминисцентные лампы. В каждой – от 3 до 5 миллиграммов ртути. Если разбить такую лампочку в закрытом помещении – концентрация паров токсичнейшего вещества превысит норму в 100 раз! Множество энергосберегающих светильников, содержащих ртуть, используется в быту: магазины, поликлиники, учреждения и даже подъезды домов – тех, которые «поэлитнее».

Информации же для населения про опасные лампы – дефицит. Хотя в области работают три предприятия по их сбору, в том числе – от физических лиц. А организовать «централизованный» сбор отживших свое ламп по месту жительства – обязанности все той же управляющей компании. Производственные отходы, по словам Игоря Механтьева, сегодня особо нам крови не портят. Хотя не каждый руководитель предприятия отдает себе отчет в том, что отходы производства – такая же продукция, как и та, что предназначена к сбыту. Все, что выпускает, грубо говоря, завод – есть результат его деятельности и его собственность. Которую он обязан «пристроить», согласно действующему законодательству – без посягательств на здоровье человека и природы.